80 ПОБЕДА!

О проведении согласованной политики государств-участников Договора о создании Союзного государства в области здравоохранения и об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России в получении медицинской помощи

Версия для печати
23 сентября 2024 года
Могилёв

Решение Совета Парламентского Собрания
от 23 сентября 2024 года № 3

О проведении согласованной политики государств – участников Договора о создании Союзного государства в области здравоохранения и обеспечение прав граждан Беларуси и России в получении медицинской помощи

Заслушав на заседании Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в рамках «правительственного часа» информацию о проведении согласованной политики государств – участников Договора о создании Союзного государства в области здравоохранения и  об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России в получении медицинской помощи, представленную Министром здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко, Министром здравоохранения Республики Беларусь А.В.Ходжаевым и председателем Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению Е.В.Афанасьевой,

Совет Парламентского Собрания решил:

1. Отметить, что Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь определены и согласованы перспективные направления сотрудничества на 2024−2026 годы, которые включены в План мероприятий по реализации Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024−2026 годы (далее – План мероприятий), утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2.

План мероприятий по исполнению пунктов 9.16−9.17 и 9.20−9.21 Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024−2026 годы (далее – Основные направления) подписан Министром здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко и Министром здравоохранения Республики Беларусь А.В.Ходжаевым и утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Российской части Российско-Белорусской рабочей группы по реализации положений Договора о создании Союзного государства А.Л.Оверчуком и Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, председателем Белорусской части Российско-Белорусской рабочей группы по реализации положений Договора о создании Союзного государства Н.Г.Снопковым.

План мероприятий включает следующие позиции:

  • углубление сотрудничества в области здравоохранения по направлениям: клинико-статистические (клинико-затратные) группы в области здравоохранения;
  • клинические рекомендации (клинические протоколы) по вопросам оказания медицинской помощи;
  • цифровая трансформация здравоохранения; обращение радиофармацевтических препаратов;
  • интеграция подходов к регулированию медицины катастроф;
  • разработка и реализация научно-технических программ и проектов Союзного государства, направленных на создание новой импортозамещающей продукции и производств;
  • наращивание научно-технического сотрудничества в области разработки таргетных инновационных радиофармацевтических лекарственных препаратов.

2. Констатировать, что взаимные обязательства Российской Федерации и Республики Беларусь по оказанию медицинской помощи гражданам закреплены Соглашением между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2006 г. и исполняются.

Основные принципы охраны здоровья в Российской Федерациии Республике Беларусь скоординированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и  в Республике Беларусь – Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» и направлены на обеспечение доступности медицинской помощи, приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, приоритета охраны здоровья детей, ответственности органов государственной власти и должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Вопросы координации деятельности систем здравоохранения в решении медико-демографических проблем ежегодно обсуждаются на совместных заседаниях коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Совместные коллегии министерств здравоохранения проводятся ежегодно с 2014 года поочередно в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Следует отметить, что гармонизация и унификация законодательства государств – участников Союзного государства в области оказания медицинской помощи в настоящее время требует дополнительной проработки ввиду разницы подходов к оказанию медицинской помощи − в Российской Федерации действует система обязательного медицинского страхования, в Республике Беларусь – государственная система оказания медицинской помощи.

3. Отметить, что в соответствии со статьей 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» от 25 декабря 1998 года гражданам Беларуси и России обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно‑оздоровительных учреждений на территориях Беларуси и России.

Взаиморасчеты на оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

Взаимные обязательства Российской Федерации и Республики Беларусь по оказанию медицинской помощи гражданам закреплены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2006 года (далее – Соглашение). Соглашением установлен порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.

В соответствии со статьями 3−7 Соглашения:

  • граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение
    в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации;
  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение
    в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи
    и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
  • граждане Российской Федерации, временно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Республике Беларусь социально опасных заболеваний;
  • граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации;
  • граждане Российской Федерации, временно проживающие на территории Республики Беларусь и работающие в организациях Республики Беларусь по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь, работающими в данных организациях, на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь имеют право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации за счет:
  • средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 3−6 Соглашения;
  • средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • граждане Российской Федерации имеют право на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь за счет:
  • средств республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь
    в случаях, предусмотренных статьями 3−6 Соглашения;
  • средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

4. Для устойчивого развития процессов сближения Российской Федерации и Республики Беларусь в области здравоохранения отметить необходимость решения в Республике Беларусь и Российской Федерации следующих вопросов по обеспечению прав граждан в сфере здравоохранения:

  • проведение сравнительного анализа объемов и условий оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, включая оказание медицинской помощи детям, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, с подготовкой предложений по совершенствованию порядка и условий оказания медицинской помощи гражданам;
  • проработка вопроса о целесообразности создания единого регистра доноров стволовых клеток для Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • гармонизация подходов по профилактике потребления психоактивных веществ, определение единых подходов по нормативному регулированию профилактических программ;
  • сближение подходов к разработке клинических протоколов/клинических рекомендаций (порядков оказания медицинской помощи) двух стран;
  • организация взаимодействия в сфере информационных технологий в здравоохранении, формирование единых информационных платформ и систем;
  • организация трансграничного телемедицинского консультирования при оказании медицинской помощи;
  • подготовка модельного законодательного акта, направленного на решение вопросов обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь при получении медицинского обслуживания.

5. Предложить Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения Российской Федерации в целях дальнейшего развития сферы здравоохранения Союзного государства определить следующие перспективные направления:

  • совершенствование системы организации оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • развитие системы медицинского образования и подготовки медицинских кадров;
  • охрана здоровья матери и ребенка;
  • развитие ядерной медицины и применение радиофармацевтических препаратов;
  • профилактика, диагностика и лечение инфекционных заболеваний;
  • совершенствование системы оборота лекарственных средств и медицинской продукции, организация взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь на площадке Евразийской экономической комиссии по формированию общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий государств − членов ЕАЭС, проработка вопроса о возможности внедрения системы маркировки медицинской продукции;
  • обеспечение равного доступа к лекарственным препаратам, произведенным фармацевтическими предприятиями, расположенными
    на территории Союзного государства.

Отметить, что Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь определены и согласованы перспективные направления сотрудничества на 2024−2026 годы, которые включены в План мероприятий по реализации Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024−2026 годы (далее – План мероприятий), утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2.

6. Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения Российской Федерации завершить разработку проекта Союзного государства «Разработка композитного двухполюсного эндопротеза с бесцементным типом фиксации для хирургического лечения пациентов с тяжелыми травмами и заболеваниями плечевого сустава» («Эндопротез») для его последующей реализации начиная с 2026 года (государственный заказчик-координатор − Министерство здравоохранения Российской Федерации, государственный заказчик − Министерство здравоохранения Республики Беларусь, планируемый срок реализации – три года при наличии финансирования).

7. Поручить Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению в целях повышения контроля за ходом реализации Основных направлений проводить на регулярной основе заслушивания представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросу обеспечения прав граждан и  о результатах информировать депутатов Парламентского Собрания.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter