Оршанский льнокомбинат расширяет сотрудничество с Россией
Версия для печатиТянется ниточка
Продукцию предприятия поставляют больше чем в сорок стран. БелТА
Предприятие хочет обосноваться на российском рынке. Лен давно стал брендом Беларуси, как и один из крупнейших в мире заводов полного цикла, где волокно превращают в готовое изделие. Побывав в Орше на знаменитом производстве, «СВ» узнало, как развивается комбинат, об отношениях с соседней страной и проблемах льноводства.
Национальная гордость
Это единственное в Беларуси предприятие по изготовлению льняных тканей. Шесть фабрик с современнейшим оборудованием связаны единым производственно-технологическим циклом льночесального, прядильного, ткацкого, отделочного и швейного производств. Там работают больше трех тысяч человек.
Комбинат развивает промышленный туризм. Гостям показывают весь технологический процесс превращения волокна - от переработки в ровницу до готовой продукции. Специалисты с удовольствием рассказывают историю предприятия, которая начиналась в 1930 году с небольшой льночесальной фабрики, с гордостью знакомят с производством.
Новый виток развития начался в 2009 году, когда обновили почти все оборудование. Из-за этого улучшились потребительские свойства ткани, ведь полотно шириной до 2,6 метра и коллекции изделий - тренд на мировом текстильном рынке. Серьезно расширили и ассортимент. Сейчас на Оршанском льнокомбинате выпускают больше 2,5 тысячи видов ткани, домашнего текстиля и одежды под торговыми марками «Беларускі лён» и «Vilini».
Беларусь занимает третье место в мире по производству льноволокна, уступая только Франции и Бельгии.
Удвоили продажи
Белорусский лен и изделия из него поставляют практически во все уголки земного шара. С 2022 года Оршанский комбинат расширяет рынки сбыта в России как через магазины, так и на онлайн-площадках. И результат есть. Продажи выросли почти в два раза по сравнению с 2021 годом.
- Продукция предприятия есть в 71 из 85 регионов РФ, планируем охватить все федеральные округа. Одна из главных целей - войти в каждый российский дом, - пояснил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Оршанского льнокомбината Игорь Ещенко.
В прошлом году предприятие открыло первый официальный магазин «Белорусский лен» на ВДНХ. Параллельно развивают торговую сеть «Да дому» концерна «Беллегпром», в который входит льнокомбинат. В ней сорок процентов ассортимента - с оршанского комбината.
- Хотим расширить сотрудничество с российскими предприятиями - поставлять им лен для пошива одежды. Перспективное направление - кооперация с производителями мебели.
Без науки - никуда
Нужна союзная программа по развитию отрасли
В Беларуси и России лен выращивали испокон веков. Но с каждым годом процент длинного, более качественного волокна уменьшается, что стало одной из проблем отрасли.
Модернизация предприятия и уровень компетенции специалистов Оршанского льнокомбината позволяют из имеющегося сырья выпускать продукцию высокого качества. Да, получается, покупают. Но сделать премиальную одежду из короткого льна невозможно.
- Нужно участие науки, - считает заместитель генерального директора
по коммерческим вопросам Оршанского льнокомбината Игорь Ещенко. - Если не получается вырастить длинный лен, значит, нужно придумать, как и что еще можно получить из короткого волокна. Оршанский льнокомбинат готов работать вместе с Ивановской текстильной академией, с Московским текстильным университетом и Костромским технологическим университетом.
Лен - это российская, белорусская культура, славянское национальное достояние. Из северного шелка делают не только пользующиеся большим спросом натуральные ткани, но и масло, не уступающее по свойствам оливковому. Паклю используют в строительстве как экологически чистый гипоаллергенный утеплитель, отходы идут на топливные брикеты.
- Отрасль нельзя загубить, нужно развивать. Несколько лет обсуждали союзную программу «Лен», но она так и ушла в небытие. Документ дал бы толчок развитию льноотрасли, помог бы объединить усилия белорусских и российских ученых, производителей льна, чтобы возродить утраченное.