Основные направления развития социально-трудовых отношений в Республике Беларусь и Российской Федерации

Версия для печати
1 – 2 июня 2022 года,
Минск

В ходе работы шестьдесят девятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России участниками обсуждались основные направления развития социально-трудовых отношений в Республике Беларусь и Российской Федерации. Были рассмотрены вопросы обеспечения достойного дохода, сохранения здоровья, роста образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, основные вопросы соблюдения гарантий трудовых прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также проблемы молодежной занятости в Союзном государстве с точки зрения путей их решения.

Актуальность проведения семинара обусловлена необходимостью обеспечения выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 ‒ 2023 годы, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6.

Обсудив приоритетные направления и первоочередные задачи в области развития социально-трудовых отношений в Союзном государстве, участники семинара отметили следующее.

Россия и Беларусь активно двигаются к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Сделан ряд шагов, в частности, трудящиеся в рамках Союзного государства имеют равные права в вопросах трудоустройства, оплаты труда и предоставления социально-трудовых гарантий. К основным направлениям социального развития Союзного государства на период до 2025 года относятся: создание рабочих мест, занятость, социальное обеспечение, безопасность граждан, здравоохранение, инвестирование в рабочую силу, образование, стимулирование высоких трудовых стандартов как условий конкурентоспособности и др. Беларусь и Россия занимают очень высокие позиции в индексе человеческого развития, имеют традиционные ориентиры на высокий уровень образования, стимулирование создания рабочих мест, гарантий занятости.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24 января 2006 года и Протоколом от 3 марта 2015 года была заложена правовая основа дальнейшего совершенствования социальной сферы Союзного государства.

Участники семинара отметили значимость продолжения гармонизации законодательства в смежных областях – социальной, культуры и образования.

Для преодоления проблем на национальных рынках труда в ближайшее время необходима выработка мер, направленных на увеличение качества рабочей силы и рабочих мест, смягчение структурных проблем национальных рынков труда в контексте социально-экономического и демографического развития стран в целом, их регионов и сфер экономики.

Участники семинара констатируют, что молодежь играет важную роль в жизни любого общества. Она формирует будущее. Создание условий, необходимых для профессиональной и трудовой самореализации молодых людей, всегда будет являться приоритетной задачей государства.

Для рынка труда вовлечение молодежи в трудовую деятельность в условиях непростой демографической ситуации является одной из приоритетных задач. Так, например, ключевыми направлениями действий по решению вопросов занятости молодежи являются:

  • предоставление возможности получения профессии;
  • предоставление информационно-консультационных услуг о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства;
  • создание новых рабочих мест;
  • стимулирование развития молодежного предпринимательства;
  • стимулирование нанимателей, трудоустраивающих молодежь на временные рабочие места, для получения ими навыков практической работы на производстве.

Подчеркивая особое значение процесса совершенствования развития социально-трудовых отношений в Республике Беларусь и Российской Федерации для достижения заявленных целей, участники заседания семинара рекомендуют:

Министерству образования Республики Беларусь и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Молодежной палате при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России:

разработать комплекс совместных образовательных программ, которые будут реализованы в образовательных организациях высшего и среднего специального образования Беларуси и России, с выделением грантов (стипендий) на обучение из бюджета Союзного государства;

создать объединенный союзный Банк данных представителей талантливой молодежи для её поддержки, обучения и приглашения на работу в сфере науки и образования;

обеспечить доступность качественного образования в образовательных организациях Союзного государства;

повысить уровень обеспеченности педагогическими кадрами межрегиональных (межстрановых) систем общего, среднего и высшего образования;

включить социологию в состав обязательных для всех профилей обучения учебных дисциплин;

создать на базе образовательных организаций высшего образования научно-методические центры сопровождения педагогических работников, обеспечивающих привлечение материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов, действующих в системе высшего образования учебно-методических объединений, экспертных и научных групп;

способствовать повсеместному развитию в России и Беларуси института наставничества как фактора гармонизации социально-трудовых отношений в Союзном государстве;

оптимизировать и систематизировать статистические данные, а также анализ данных общественных организаций и открытых источников информации о кадровом обеспечении сферы общего, среднего и высшего образования в Союзном государстве с формированием перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников образовательных организаций, в том числе по предметным областям;

проводить мониторинг обеспеченности кадрами системы общего, среднего и высшего образования в Союзном государстве, в том числе проведение анализа систем оплаты труда педагогических работников, и  на его основе подготовить предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников.

Для основных направлений сотрудничества между образовательными организациями России и Беларуси по вопросам высшего образования молодых людей с инвалидностью участники семинара рекомендовали рассмотреть возможность:

проведения совместных научных исследований по отдельным направлениям получения высшего образования молодыми людьми с инвалидностью и формирования инклюзивной культуры в обществе;

создания условий для реализации сетевых межвузовских программ обучения по проблемам формирования инклюзивной культуры граждан в рамках Союзного государства;

совместной разработки и реализации дополнительных программ по формированию инклюзивных компетенций у педагогов и специалистов в области инклюзивного высшего образования;

совместно с министерствами труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации:

продолжить сотрудничество по обмену опытом в части вовлечения молодежи в трудовую деятельность;

развивать сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере совершенствования Национальной системы квалификаций, исследований в области демографического развития.

Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разработать программы информационного сопровождения, консультирования и финансовой поддержки работников разных категорий и  в целом трудоспособных граждан Союзного государства с целью трудоустройства или реализации самозанятости;

облегчить правила перевода от одного работодателя к другому в трансграничном контексте, разрешить прохождение переподготовки или повышения квалификации по гармонизированным стандартам;

способствовать переходу от классической формы рынка трудовых ресурсов к формированию общего пространства развития человеческого капитала через гармонизацию регулирования в социальной сфере, сфере культуры и образования;

обеспечить сбалансированные подходы в решении вопросов трудовой миграции на практике, исключая деформацию рынка труда в каком-либо регионе, отрасли;

разработать государственную систему мониторинга рациональной занятости населения с целью выявления и помощи в сохранении рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях малого и среднего бизнеса;

разработать союзную стратегию формирования среднего класса как фактора стабилизации общества и устойчивого экономического развития;

рассмотреть возможность разработки Единого информационного портала социальных услуг и предоставляющих их организаций и специалистов с целью внедрения в практику интегрированных услуг, ставящих во главу угла человека с его «разноведомственными» нуждами;

продолжить работу по сближению подходов в поддержке семей с детьми в части усиления их адресности;

осуществлять сближение уровней трудовых гарантий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации, с обеспечением необходимой гибкости трудового законодательства на основе баланса интересов нанимателя и работника.

Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения Российской Федерации

в рамках Союзного государства рассмотреть возможность:

создания равных условий работающим гражданам Республики Беларусь на территории Российской Федерации и работающим гражданам Российской Федерации на территории Республики Беларусь в обеспечении доступа к медицинским услугам не только экстренного характера, но и планового лечения и реабилитации;

осуществлять обмен всесторонней информацией медицинского характера на систематической основе для повышения качества медицинского обслуживания и сохранения здоровья работающих граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.

Молодежной палате при Парламентском Собрании Союза Беларуси
и России, Белорусскому республиканскому союзу молодежи, Российскому Союзу Молодежи, Федеральному агентству по делам молодежи:

рассмотреть возможность организации форумной площадки с целью поиска, продвижения и обучения молодых профессиональных кадров различных сфер деятельности Союзного государства теоретическим и практическим навыкам в сфере лидерства и государственного управления;

продолжить сотрудничество по обмену опытом в части вовлечения молодежи в трудовую деятельность.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter