Положение соотечественников за рубежом: совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов

Версия для печати
12 октября 2023 года
Калининград

Сборник докладов участников парламентских слушаний

Участники парламентских слушаний Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Положение соотечественников за рубежом: совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов»,

признавая особую политическую роль постоянного и расширяющегося взаимодействия на государственном уровне с соотечественниками как лицами, относящимися к коренным народам Беларуси и России, родившимися в зарубежном государстве и проживающими либо проживавшими в нем и сделавшими свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Республикой Беларусь или с Российской Федерацией, а также лицами, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территориях наших государств, рассматривая в качестве интегрального ядра этой категории граждан общие историю, культуру и язык,

отмечая многолетние усилия парламентов и правительств Республики Беларусь и Российской Федерации по международно‑правовому регулированию взаимоотношений с соотечественниками и их организациями в различных регионах планеты, направленному на защиту прав и законных интересов соотечественников, а также на создание возможностей для их взаимодействия с исторической родиной на постоянной основе,

учитывая важность корректировки и гармонизации нормативно‑правовой базы Республики Беларусь Российской Федерации, совершенствования форм правоприменительной практики, обеспечивающей защиту прав и законных интересов соотечественников в зависимости от развития межгосударственных процессов в сферах международной и региональной безопасности, социального и экономического развития отдельных государств, в которых проживают соотечественники,

подчеркивая значение сотрудничества в гуманитарной и социально‑экономической сферах, воплощенного в многолетних усилиях органов законодательной власти Республики Беларусь и Российской Федерации по разработке международно‑правовых документов, направленных на защиту прав и законных интересов соотечественников на двустороннем уровне, а также в рамках международных организаций и интеграционных объединений,

рассматривая деятельность органов законодательной и исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы взаимодействия с соотечественниками, включая защиту их прав и свобод, а также создание благоприятных условий для их добровольного переселения на историческую родину, как составную часть работы структур управления Беларуси и России по защите национальных интересов и укреплению форм сотрудничества на интеграционной основе,

имея в виду, что рядом государств, желающих привлечь этнически и культурно родственных мигрантов и восстановить историческую справедливость в отношении определенных этноконфессиональных групп, практикуются программы, направленные на возвращение в страну соотечественников,

подчеркивая, что долгосрочной целью деятельности Союзного государства в сфере защиты интересов соотечественников за рубежом является оказание всесторонней помощи в практической реализации их прав и гражданских свобод, в том числе права на сохранение общероссийской и белорусской идентичности,

отмечая, что основой государственной политики по защите прав соотечественников должен быть комплексный подход к разработке нормативных и институциональных механизмов, а также практических мер, направленных на организацию сотрудничества с органами государственной власти и заинтересованными структурами в Республике Беларусь и Российской Федерации для соотечественников и учрежденных ими организаций,

констатируя, что массовая эмиграция соотечественников в 90‑х годах XX века в значительной степени носила вынужденный характер, связанный с трагическими последствиями распада СССР,

принимая во внимание то, что для расширения масштабов репатриации соотечественников возникают новые причины, такие как:

ужесточение политически мотивированных преследований вследствие санкционных мер, реализованных в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации,

обострение угрозы насильственной ассимиляции в странах, исповедующих идею строительства моноэтнического государства, направленной на отказ от этнокультурной идентификации соотечественников,

гипертрофированная толерантность в государствах «коллективного Запада», которая привела к ослаблению гражданской солидарности и росту социальных конфликтов на религиозной, этнической и культурной почве и вызывает резкое неприятие у соотечественников,

считают целесообразным:

1. Рекомендовать Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

содействовать унификации законодательства государств — участников Договора о создании Союзного государства в области отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе в части гармонизации в определении таких терминов, как «соотечественники», «репатриация», «народы, исторически проживающие на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации»;

осуществлять подготовку предложений по законодательному обеспечению процесса интеграции соотечественников в политико-экономическое и социально культурное пространство Беларуси и России и направлять данные предложения в палаты Национального собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации;

уделять особое внимание:

созданию правовых условий для придания эквивалентного правового статуса общественным и некоммерческим организациям российских и белорусских соотечественников на территории Союзного государства, а также упрощения порядка получения безвозмездной (грантовой) помощи организациями российских и белорусских соотечественников в странах их пребывания;

подготовке законодательных предложений, направленных на предоставление возможности соотечественникам, ставшим жертвами русофобии, притеснений, геноцида возможности беспрепятственного возвращения на Родину и наделения их расширенными правами по сравнению с правами экономических мигрантов, не являющихся соотечественниками.

2. Предложить Совету Министров Союзного государства:

активизировать взаимодействие профильных структур, координирующих в Республике Беларусь и Российской Федерации работу с соотечественниками, по гармонизации подходов к совершенствованию механизмов защиты прав и законных интересов соотечественников, включая разработку комплексов мер, способствующих оказанию действенной помощи соотечественникам в социальной, культурной, информационной, научной, образовательной и иных сферах;

поручить уполномоченным органам:

разработать концептуально-доктринальный документ Союзного государства в области отношений с соотечественниками;

рассмотреть вопрос о создании в рамках Союзного государства единого государственного общественного правозащитного центра, который защищал бы права не только соотечественников, но и коренных граждан, пострадавших в странах проживания от проявления агрессивной русофобии и белорусофобии и навязывания леволиберальной антисемейной повестки;

проработать вопрос о создании единого информационного центра, призванного осуществлять взаимодействие с диаспорами и информировать о реальных событиях в Союзном государстве в противовес фейковым новостям;

рассмотреть возможность реализации в рамках Союзного государства цифровой платформы «Электронная карта соотечественника», а также проекта по выдаче усиленных квалифицированных электронных подписей, посредством которых находящиеся за границей соотечественники имели бы доступ к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде. Предусмотреть ряд преференций для обладателей «Электронной карты соотечественника», в частности, возможность подачи заявления для участия в программах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию и Республику Беларусь соотечественников, проживающих за рубежом, упрощение процедуры въезда на территории наших стран, льготное получение медицинской помощи и посещение объектов туристской инфраструктуры, ускоренное подтверждение подлинности и признание дипломов о высшем образовании, упрощенный порядок регистрации статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя; для молодых соотечественников обеспечить возможность подачи заявки на обучение в российских и белорусских университетах по соответствующим квотам. Данная платформа могла бы также обеспечивать обмен информацией между объединениями соотечественников в разных странах;

активизировать информационно-пропагандистскую работу с соотечественниками, не планирующими в близкой перспективе переезд в Россию или в Беларусь, но связывающими свою судьбу с исторической родиной, в целях противодействия использованию их недружественными государствами в качестве политического противовеса интересам двух наших стран;

подготовить предложения по выработке единой политики предоставления политического убежища гражданам недружественных стран, которые подвергаются гонениям за приверженность традиционным ценностям и противостояние ЛГБТ-пропаганде;

применять методы общественной дипломатии, привлекать к процессам изучения фактов нарушения прав соотечественников и формирования общественной оценки данных фактов представителей отечественного и зарубежного правозащитного сообщества, международные, межгосударственные и неправительственные структуры;

обеспечить освещение в ориентированных на зарубежную аудиторию средствах массовой информации деятельности по поддержке соотечественников за рубежом для формирования (закрепления) в международном информационном пространстве, и прежде всего в постсоветских государствах, образа России и Беларуси как государств, опекающих своих соотечественников, предоставляющих им на постоянной основе организационную, информационную, правовую и иную поддержку;

реализовать комплекс мер поддержки деятельности по изданию справочной литературы, выпуску видео- и аудиоматериалов о современной России и Беларуси, ценностях и традициях проживающих на их территориях народов, создать благоприятные условия для внутреннего туризма репатриантов и членов их семей;

продолжить работу над долгосрочными программами репатриации (не менее десяти лет с возможностью продления) для соотечественников, в том числе пенсионного возраста, желающих вернуться на родину, предусматривающих упрощенную процедуру получения гражданства, при необходимости – возможность оказания финансовой помощи при переезде до места постоянного проживания, получения пособий на период обустройства, выплаты пенсий по возрасту, доступного кредитования для приобретения жилья, уделить особое внимание решению проблемы интеграции переселенцев в правовое поле и  в культурное пространство Республики Беларусь и Российской Федерации;

рассмотреть возможность организации работы совместных российско-белорусских центров правовой помощи соотечественникам;

организовать при поддержке дипломатических и консульских учреждений, а также Россотрудничества, Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, фонда «Русский мир» проведение тематических олимпиад, молодежных лиг дебатов, интеллектуальных игр, посвященных тематике истории, науки, права, культуры и искусства Российской Федерации и Республики Беларусь для формирования у молодого поколения соотечественников, проживающих за рубежом, комплексного представления об истории и современной жизни России и Беларуси;

подготовить предложения по вопросам упрощения и ускорения процедуры получения гражданства соотечественниками, в том числе на получение второго гражданства соотечественниками, не планирующими в близкой перспективе переезд в Россию или в Беларусь, но стремящимися укрепить свои связи с родиной;

рассмотреть возможность расширения практики предоставления соотечественникам в зарубежных государствах двойного гражданства, с учетом опыта реализации соглашений о двойном гражданстве, подписанных Российской Федерацией с Республикой Таджикистан, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.

3. Предложить Министерству иностранных дел Республики Беларусь и Министерству иностранных дел Российской Федерации рассмотреть возможность:

разработки проекта Союзного государства «Соотечественники», призванного способствовать поддержке центров правовой помощи соотечественникам, защите их прав в зарубежных судебных органах, содействию и поддержке работы сайтов центров правовых консультаций, правовых сайтов и правовых рубрик в русскоязычных СМИ;

формирования объединенных координирующих структур российских и белорусских соотечественников в странах проживания;

поддержки развития российских и белорусских школ за рубежом при посольствах двух наших стран, гармонизации образовательных программ.

4. Рекомендовать органам власти и управления Российской Федерации и Республики Беларусь, в компетенцию которых входят вопросы взаимодействия с соотечественниками и учрежденными ими организациями:

уделять приоритетное внимание:

информационной деятельности, касающейся содержания, порядка реализации прав и свобод соотечественников как на территории страны проживания, так и  на исторической родине, включая меры оперативного реагирования в случае выявления нарушений их прав и свобод;

мониторингу и анализу соблюдения прав и свобод проживающих за рубежом соотечественников;

консультационной деятельности, направленной на повышение правовой грамотности соотечественников, проживающих за границей;

финансовой (грантовой) поддержке, направленной на сохранение и расширение культурных связей соотечественников с исторической родиной;

сохранению русского и белорусского языков за рубежом как языков межнационального общения, содействию расширению масштабов их преподавания в учебных заведениях зарубежных государств, а также поддержанию использования двух языков в печатных и электронных СМИ. В целях более эффективной работы по данному направлению оказывать поддержку деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и иным организациям, занимающимся продвижением русского и белорусского языков за границей;

использовать отношения с соотечественниками за рубежом для развития и продвижения государственных интересов Беларуси и России;

расширять масштабы и формы информационной работы, направленной на постоянное освещение жизни и проблем российских и белорусских соотечественников за границей и после их возвращения на родину. Целью работы на данном направлении должно быть создание объемного информационного поля, наполненного материалами: об истории России и Беларуси; о современной внешней политике России и целях Специальной военной операции; о достижениях в области культуры, науки; о развитии и  об успехах экономики и культуры бывших союзных республик в составе СССР; о достижениях современной российской и белорусской науки, промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, образования и здравоохранения; о Великой Отечественной войне как общем подвиге советского народа в борьбе с нацизмом. Для распространения указанных материалов в электронных СМИ и сети Интернет использовать возможности информационных ресурсов организаций соотечественников в странах пребывания, Межгосударственной телерадиокомпании «МИР», международной телевизионной сети RT, МИА «Россия сегодня» (в том числе новостное агентство «Спутник»), привлекать к решению данной задачи государственные средства массовой информации России и Беларуси, а также структуры гражданского общества, специализирующиеся на проблемах соотечественников.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter