Практика формирования и задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования в Беларуси и России
Версия для печатиУчастники семьдесят второго заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства обсудили основные задачи государственной политики в сфере образования, актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации, сохранения и развития духовно-нравственных ценностей в системах образования Республики Беларусь и Российской Федерации, приоритетные направления развития системы среднего и высшего образования в современных условиях в Союзном государстве с учетом патриотического и духовно-нравственного просвещения и воспитания профессионалов, а также актуальные проблемы совершенствования и сближения систем образования Беларуси и России, сопоставимость образовательных программ, возможность унификации специальностей и квалификаций.
Важность рассматриваемых вопросов обусловлена ходом реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства в части формирования общего образовательного пространства и обеспечения согласованной политики Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере образования.
Участники семинара отметили, что одной из главных задач Союзного государства является обеспечение необходимых условий для углубления взаимодействия Беларуси и России в вопросах интеграции национальных систем высшего образования в рамках формирования общего образовательного пространства Союзного государства.
Подчеркивая особое значение формирования общего образовательного пространства и обеспечения согласованной политики, участники семинара рекомендуют:
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству образования Республики Беларусь и Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь:
- развивать практику реализации совместных образовательных программ высшего образования между учреждениями образования обоих государств с возможностью получения двух дипломов по наиболее востребованным специальностям высшего образования;
- совместно разработать и внедрить интегральный учебник по истории Союзного государства;
- сформировать Межведомственную группу по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования Беларуси и России с целью выработки рекомендаций по общим тенденциям обновления образовательных стандартов высшего образования и определения новых подходов к их проектированию;
- организовать проведение на базе структурных подразделений Российской академии образования стажировок специалистов из Республики Беларусь по вопросам обработки и интерпретации данных, полученных в результате мониторинговых исследований качества образования, техники и технологии психолого-педагогических измерений (психометрии), моделей и инструментов оценки качества среднего общего образования с разработкой соответствующих критериев и индикаторов с учетом требований духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания будущих специалистов;
- продолжить совместные научные исследования в области оценки качества образования, разработки и стандартизации диагностического инструментария для оценки функциональной грамотности обучающихся, методик и программ сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей учащихся;
- продолжить и расширить практику взаимного обмена между научными учреждениями и организациями Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере оценки качества дошкольного, среднего общего и специального образования;
- создать рабочую группу с привлечением в ее состав ученых-специалистов в области образования для определения унифицированных показателей оценки качества с разработкой соответствующих критериев и индикаторов среднего и высшего образования. Рабочей группе подготовить рекомендации для внедрения унифицированных показателей оценки качества систем образования Беларуси и России с учетом задач духовно-нравственного и патриотического воспитания;
- определить форму и механизм межгосударственных консультаций по вопросам интеграции систем дополнительного образования взрослых в рамках программ Союзного государства;
- осуществлять постоянный обмен опытом формирования образовательных программ дополнительного образования взрослых, включая вопросы формирования обязательной и вариативной частей образовательных программ;
- обеспечить взаимное признание учебных изданий на паритетной основе в качестве источников основной и дополнительной литературы по образовательным программам дополнительного образования взрослых;
- определить минимальные требования к научно-методическому обеспечению программ дополнительного образования взрослых;
- при разработке содержания образования и стандартов нового поколения в рамках совершенствования и развития системы образования стран учитывать необходимость формирования на основе приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей национально-культурной идентичности учащихся на всех ступенях и общекультурной, ценностно-смысловой, ценностно-идентификационной компетенций с использованием ресурсов предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла.
- усилить межгосударственное взаимодействие и сотрудничество в сфере образования в рамках судебно-экспертной деятельности, в том числе в области разработки и реализации совместных образовательных программ дополнительного образования взрослых, научно-ориентированного образования, а также проведение прикладных научных исследований в данной сфере;
- продолжить развитие реального сетевого взаимодействия научно-образовательных структур (университетов) России и Беларуси, обеспечивающего эффективный обмен передовыми практиками с масштабированием «историй успеха» в управленческой, научно-образовательной и инновационной деятельности.
Министерству культуры Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации:
- разработать предложения по совершенствованию российской системы целевого обучения на основе изучения опыта Республики Беларусь по выстраиванию системы целевой подготовки кадров для системы творческого образования;
- определить приоритетом при распределении контрольных цифр приема учет профильности специальностей группы «Искусство и культура» для образовательных учреждений.
Министерству культуры Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь:
рассмотреть вопрос об открытии подготовки творческих кадров высшей квалификации по образовательным программам ассистентуры-стажировки на основе изучения российского опыта реализации подобных программ.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству культуры Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь:
Ассоциации музыкальных образовательных учреждении. Совету по вопросам профессионального музыкального образования (Республика Беларусь), Федеральному учебно-методическому объединению в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство (Россия), образовательным организациям Беларуси и России, реализующим направления подготовки (специальности) в сфере музыкального искусства:
- усилить взаимодействие с целью реализации совместных образовательных, научных и творческих проектов, направленных на сохранение и развитие традиций трехступенчатой системы подготовки творческих кадров (школа - училище - вуз).
Ассоциации музыкальных образовательных учреждении.
- Активизировать работу по вступлению новых членов - образовательных учреждений и организаций Республики Беларусь и Российской Федерации с целью объединения профессионального сообщества в сфере музыкального образования;
- Расширить практику проведения ежегодных фестивалей-смотров студентов выпускных курсов музыкальных училищ (колледжей искусств) на базе образовательных учреждений и организаций высшего образования Российской Федерации и Республики Беларусь;
- Разработать методические основы и механизмы реализации программы академической мобильности студентов, осуществляемой в рамках договоров о двустороннем сотрудничестве между Белоруской государственной академией музыки и высшими музыкальными учебными заведениями (консерваториями, академией музыки) Российской Федерации;
- Активизировать академическую мобильность (на паритетной основе) педагогических работников (преподавателей, концертмейстеров) высших музыкальных учебных заведений (консерваторий, академий музыки) Беларуси и России.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству образования Республики Беларусь:
- рассмотреть возможность создания межгосударственной интерактивной платформы с аккумуляцией лучших практик, обучающих и информационных материалов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, с возможностью обмена опытом и мнениями в данной сфере и свободным доступом педагогов;
- расширить использование опыта ветеранских организаций в патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи и музейной педагогике (привлекать ветеранские организации для проведения диалоговых площадок, круглых столов, конференций и других мероприятий с молодежью);
- обеспечить взаимодействие по работе с платформами «Молодежь Беларусь» и «Молодежь России» в части представления возможности подачи электронной заявки молодежи двух стран для участия в республиканских и международных мероприятиях по различным направлениям учебной, воспитательной, научной и общественной деятельности;
- выработать единые подходы к изложению сведений о Великой Отечественной войне в учебниках и учебных пособиях по истории в Российской Федерации и Республике Беларусь;
- определить формы и механизмы межгосударственных консультаций по вопросам интеграции систем дополнительного образования взрослых в рамках Союзного государства;
- осуществлять постоянный обмен опытом формирования образовательных программ дополнительного образования взрослых, включая вопросы формирования обязательной и вариативной частей образовательных программ;
- обеспечить взаимное признание учебных изданий на паритетной основе в качестве источников обязательной и дополнительной литературы по образовательным программам дополнительного образования взрослых;
- определить минимальные требования к научно-методическому обеспечению дополнительных программ для образования взрослых;
- выработать алгоритмы взаимодействия по формированию государственного заказа на подготовку кадров на уровне среднего специального и высшего образования с учетом потребности в кадрах для частных предприятий и структур;
- выработать государственные подходы и требования к поощрению частных кампаний, предприятий, активно участвующих в подготовке и закреплении кадров;
- провести ревизию учебных планов высших учебных заведений в сторону увеличения практикоориентированности учебного процесса, повышения качества взаимодействия с предприятиями - заказчиками кадров;
- разработать систему мер, направленных на повышение престижа и качества среднего специального образования.
Министерству образования Республики Беларусь и Министерству просвещения Российской Федерации:
выступить инициаторами проведения в 2025 году заседания Педагогического совета Союзного государства.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству образования Республики Беларусь, Парламентскому Собранию Союза Беларуси России, Постоянному Комитету Союзного государства:
- рассмотреть возможность разработки в 2024 году инновационной научно-практической программы Союзного государства «Подготовка руководящих кадров в интересах Союзного государства на основе интеграции подходов к проектированию и реализации образовательных программ»;
- создать рабочую группу в целях:
- определения заказчика-координатора инновационной научно-практической программы;
- определения государственных заказчиков и организаций-исполнителей от каждого государства-участника;
- проведения экспертизы:
- определения проблематики инновационной научно-практической программы в рамках приоритетов и целей социально-экономического развития Союзного государства;
- разработки совместного предложения заказчиков по разработке научно-технической программы Союзного государства;
- обеспечения сопровождения пакета документов инновационной научно-практической программы:
- в Постоянном Комитете Союзного государства;
- в республиканских органах государственного управления и федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования;
- в правительствах Российской Федерации и Республики Беларусь.
- Создать в рамках Союзного государства Совет по образованию, науке и инновациям с функциями стратегического управления.
Национальному статистическому комитету Республики Беларусь и Федеральной службе государственной статистики:
провести анализ обоснованности удельного веса цифр приёма в образовательные высшего и среднего специального образования (зачастую совокупные цифры бюджетного и платного приёма в вузы практически равны числу выпускников, что снижает конкуренцию, соответственно, понижает престиж высшего образования и не оставляет возможности качественного набора в ссузы).
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
принять во внимание опыт Республики Беларусь по:
- выделению в Номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь новой, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве специальности 12.00.16. Судебно-экспертная деятельность (биологические, химические, юридические, технические науки);
- организации получения научно-ориентированного образования по специальности 12.00.16. Судебно-экспертная деятельность (биологические, химические, юридические, технические науки) в государственном учреждении «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь»;
- обновлению содержания образовательных программ и открытию новых специальностей переподготовки в интересах Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь;
- организации получения углубленного высшего образования по специальности «Инновационные технологии в металлургии» с профилизацией «Экспертиза конструкционных материалов и изделий машиностроения» в Белорусском национальном техническом университете;
- открытию подготовки лиц для получения углубленного высшего образования по специальности «Юриспруденция» с профилизацией «Судебная экспертиза».
Проинформировать заинтересованные органы и организации Российской Федерации об опыте Республики Беларусь по организации обучения в сфере судебно-экспертной деятельности.