Проблемы развития агропромышленного комплекса в условиях экономических вызовов и санкционных ограничений

Версия для печати
22–23 ноября 2023 года,
Минск

22-23 ноября 2023 года состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строитель­ства Союзного государства. Тема заседания — «Проблемы развития агропромышленного комплекса в условиях экономических вызовов и санкционных ограничений».

В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств и ведомств России и Беларуси, исполнительных органов власти областей Российской Федерации и органов управления административно-территориальных обра­зований Республики Беларусь, представители экспертного сообщества, ведущие ученые и специалисты — представители научных учреждений и высших учебных заведений двух стран, руководители агропредприятий.

Участники заседания рассмотрели следующие наиболее актуальные вопросы:

  • меры противодействия санкционным ограничениям экспорта российской и белорусской сельскохозяйственной продукции на мировые рынки;
  • правовые драйверы развития системы управления агропромышленным комплексом (далее — АПК) Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях экономиче­ских санкций;
  • экономический протекционизм как механизм защиты малых и средних сельскохозяй­ственных товаропроизводителей в условиях санкций;
  • развитие зернового рынка как приоритет обеспечения продовольственной безопас­ности России;
  • роль государственной поддержки АПК Российской Федерации и Республики Беларусь в целях преодоления санкционного давления;
  • перспективы развития инновационных технологий в сельском хозяйстве как фактор преодоления санкционных барьеров.

Агропромышленный комплекс является одним из ведущих реальных секторов в эконо­мике Союзного государства и играет ключевую роль в продовольственной безопасности населения как Российской Федерации, так и Республики Беларусь.

В ходе работы семинара был рассмотрен ряд наиболее актуальных вопросов, связан­ных с практикой применения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области сельского хозяйства и функционирования АПК.

На заседании семинара были определены наиболее значимые для Союзного государства направления сотрудничества в сфере борьбы с экономическими вызовами и преодоления санкционных ограничений, требующие выработки концептуальных предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.

Была отмечена необходимость гармонизации системы правовых требований Беларуси и России в сфере развития сельского хозяйства и функционирования АПК в целях повышения эффективности экономической и правовой интеграции в рамках Союзного государства, а также для совместного решения экологических проблем, связанных с не­гативным влиянием АПК на окружающую среду.

Участники заседания:

  • отметили особую значимость межгосударственной правовой и экономической инте­грации России и Беларуси в сфере сельского хозяйства и функционирования АПК в целях преодоления последствий санкционных ограничений;
  • подчеркнули актуальность вопросов гармонизации и унификации требований зако­нодательства России и Беларуси в сфере сельского хозяйства и функционирования АПК;
  • пришли к единому мнению о том, что решение проблем в части преодоления послед­ствий санкционных и иных экономических ограничений в сфере сельского хозяйства требует подготовки концептуальной теоретической основы, а также внесения соответ­ствующих изменений в законодательство двух государств;
  • констатировали особую значимость определения основных перспективных направле­ний совершенствования законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и выработки стратегии совместных действий по гармонизации правовых требований в области сельского хозяйства и функционирования АПК;
  • признали особую роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в деятель­ности по гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере сельского хозяйства в рамках интеграционных процессов в целях экономической интеграции.

Подчеркивая принципиальную важность создания в рамках Союзного государства единого правового пространства для обеспечения сотрудничества в сфере сельского хозяй­ства, а также обсудив наиболее актуальные для России и Беларуси вопросы функциони­рования АПК в целях преодоления экономических вызовов и санкционных ограничений, участники заседания семинара выработали следующие рекомендации:

  1. Предложить Совету Министров Союзного государства, Постоянному Комитету Союзного государства для активизации процесса правовой и экономической ин­теграции Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства:
  • с участием профильных министерств создать постоянно действующую межведом­ственную рабочую группу по вопросам гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области сельского хозяйства в целях активизации интеграционных процессов в указанной сфере в рамках Союзного государства;
  • разработать и принять Стратегию развития АПК Союзного государства с включени­ем в нее инструментов импортозамещения в сфере обеспечения сельскохозяйственного производства промышленной продукцией, диверсификации сельскохозяйственного про­изводства, развития сельских территорий с учетом новых экономических, политических и социальных реалий;
  • оказывать всестороннюю поддержку аграрным ведомствам Беларуси и России на этапе согласования и принятия актов Союзного государства, закрепляющих правовые основы аграрной политики, а также подготовки предложений по ресурсному обеспечению реа­лизации запланированных отраслевых проектов.
  1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в целях гармонизации законодательства в сфере сельского хозяйства:

Для обеспечения выработки и реализации аграрной политики Союзного государства подготовить согласованные предложения по форме и содержанию нормативного право­вого акта, закрепляющего:

  • цели и задачи аграрной политики;
  • принципы и меры реализации аграрной политики;
  • направления аграрной политики;
  • гарантии обеспечения продовольственной безопасности;
  • правовые основы стратегического планирования в аграрной сфере;
  • мониторинг хода реализации аграрной политики.

Организовать разработку и реализацию проектов на основе научно-технической и производственной кооперации в сфере сельского хозяйства Союзного государства по линии:

  • селекции и семеноводства;
  • племенного животноводства;
  • цифровизации сельского хозяйства.

Разработать и утвердить проект Союзного государства, направленный на создание универсальной роботизированной модульной платформы для возделывания ягодников и виноградников.

Разработать и утвердить программу Союзного государства на тему «Разработка роботизированных технических средств для промышленного садоводства».

Использовать правовые заделы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ) для углубления интеграции на базе Союзного государства в сферах:

  • производства и обращения семян сельскохозяйственных растений;
  • селекционно-племенной работы;
  • органического сельского хозяйства;
  • обращения складских свидетельств.
  • Разработать «дорожную карту» по гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в части унификации правовых требований в области государственной поддержки АПК с учетом взаимовыгодного сотрудничества и преодо­ления санкционного давления;
  • с участием научного и экспертного сообщества разработать проекты нормативных актов Республики Беларусь и Российской Федерации, предусматривающих правовые ме­ханизмы развития инновационных технологий и цифровизации в сельскохозяйственном производстве, развития сельских территорий, обеспечения импортозамещения в различных сферах АПК;
  • разработать стратегию совершенствования регулирования сельскохозяйственного про­изводства и рынков сельскохозяйственной продукции, привлечения инвестиций в сельское хозяйство, включая меры развития средних и малых форм хозяйствования;
  • принять повышенные меры к сохранению и восстановлению плодородия земель, рациональному использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве;
  • обеспечить регулирование трудовых ресурсов и трудовой миграции в сельском хозяйстве;
  • сформировать единую базу данных Союзного государства, содержащую информацию о разработках в области селекции и семеноводства, включив в нее уже запатентованные разработки (для достижения этой цели привлечь к работе органы государственной реги­страции прав патентообладателей Республики Беларусь и Российской Федерации);
  • подготовить предложения по развитию инновационных технологий и цифровизации в сельском хозяйстве с учетом гармонизации регулирования сельскохозяйственного про­изводства и формирования аграрных рынков Союзного государства.

Совместно с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством экономического развития Российской Федерации обеспечить координацию хода вы­полнения настоящих рекомендаций заинтересованными ведомствами России и Беларуси, включая усилия по сопряжению права Союзного государства, ЕАЭС и СНГ;

Совместно с Министерством энергетики Республики Беларусь и Министерством энергетики Российской Федерации рассмотреть возможность законодательного закрепления льготной ставки оплаты электроэнергии и других энергоресурсов для малых форм хозяйствования на селе.

  1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Национальной академии наук Беларуси:
  • оказать содействие в выработке и реализации проектов в сфере научно-технического развития сельского хозяйства в рамках Союзного государства на базе профильных институтов;
  • создать научно-образовательные центры, где будут аккумулировать и анализировать все научные знания и передовой опыт в области генетики, селекции и семеноводства, трансформировать в образовательный процесс и внедрять в производство;
  • разработать программу Союзного государства «Инновационные технологии и обо­рудование для производства продуктов специализированного детского питания на 2024-2028 годы» («Детское питание»).
  1. Министерству промышленности Республики Беларусь и Министерству про­мышленности и торговли Российской Федерации — проработать системные меры по обеспечению паритета индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию сельскохозяйственного назначения в рамках
Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter