Прямые связи с регионами России основа стабильности и устойчивости Союзного государства

Версия для печати
Источник: БелТА (belta.by)
22.11.2023

В Послании Президента белорусскому народу и парламенту 2009 года впервые появился специальный раздел "О приоритетах регионального развития", в котором говорится о повышении конкурентоспособности регионов. Этот посыл касался и международной деятельности, он фактически придал последним субъектность и относительную самостоятельность в рамках действующей национальной внешнеполитической доктрины. Вопросам развития региональной экономики и внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами и регионами было уделено особое внимание. С подачи главы государства правительство и региональные власти сделали акцент не только на сотрудничестве с приграничными, но и  с другими регионами и даже городами целого ряда стран, с которыми у нашей страны сложились партнерские, взаимоуважительные отношения.

Такой формат сотрудничества по принципу "снизу вверх", исходя из потребностей на местах, позволяет мобильнее и эффективнее выстраивать и межгосударственные отношения в целом. Белорусская сторона выработала особый механизм взаимодействия в таком формате, введя персональную ответственность, назначив целый ряд должностных лиц ответственными за выполнение конкретных договоренностей.

Справочно. В соответствии с распоряжением премьер-министра Беларуси, за 30 членами правительства, а также руководителями государственных организаций, подчиненных Совету Министров, закреплено 57 регионов Российской Федерации, являющихся основными торговыми партнерами и обладающими значительным экономическим потенциалом.

Все сказанное выше в полной мере относится и  к Российской Федерации. Более того, именно выстраивание прямых, доверительных и взаимовыгодных отношений, в первую очередь Александра Лукашенко с целым рядом руководителей российских регионов, спасло в определенный момент Союзное государство от участи других, менее успешных региональных союзов на постсоветском пространстве.

*Президент России Владимир Путин 5 октября 2022 года, подписав восемь документов (четыре федеральных и четыре конституционных закона), узаконил процедуру вхождения в состав Российской Федерации новых территорий и образований. Таким образом, сейчас в России 89 субъектов. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), новые регионы включены в состав Южного федерального округа.

Сотрудничество Республики Беларусь с субъектами Российской Федерации осуществляется в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (81 соглашение с 73 российскими регионами). Кроме того, заключено около 450 договоров между областями Беларуси, Минском и субъектами Российской Федерации, а также между белорусскими районами, городами и российскими муниципальными образованиями. Эффективным инструментом реализации двусторонних отношений являются совместные советы делового сотрудничества, рабочие группы по сотрудничеству, созданные с 80 регионами России.

Функционируют 11 отделений посольства Беларуси в Российской Федерации (в Калининграде, Смоленске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке).

Сейчас в среднем на одно отделение приходится 7-10 регионов. Посольство ставит задачей увеличить количество отделений до 20, каждое из которых сможет охватить 3-4 российских региона.

Также планируется расширять сеть генконсульств. Три первых генконсульства будут располагаться в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Одно уже открыто, два на подходе. Следующие три генконсульства будут открыты в Калининграде, Владивостоке и Нижнем Новгороде.

С 2014 года под эгидой Совета Республики Национального собрания Беларуси и Совета Федерации Федерального собрания России ежегодно проводятся форумы регионов двух стран. В текущем году в Уфе прошел X форум. В 2024 году XI форум стороны договорились провести в Витебске.

В течение последних лет стабильно ведущие позиции во взаимной торговле Республики Беларусь с Российской Федерацией занимают Центральный, Уральский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Из российских регионов лидирующие позиции занимают Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Московская, Смоленская, Брянская, Свердловская, Ленинградская, Калининградская, Воронежская области, Республика Татарстан, Краснодарский край. В 2023 году в число лидеров вошли и новые субъекты - Забайкальский край, Хакасия и Архангельская область.

В крупных городах России зарегистрированы 16 белорусских торговых домов, действует сеть фирменных национальных белорусских магазинов и дилерских центров. В 2024 году стоит задача не только их количественного, но и качественного роста. На встрече Александра Лукашенко с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым белорусский лидер поставил задачу создать в этом российском регионе мультибрендовый торгово-сервисный центр. При положительном эффекте данный опыт будет распространен и  на другие регионы России.

В целом сегодня более тысячи белорусских предприятий связаны с Россией производственной кооперацией. Каждая вторая компания с белорусским капиталом за рубежом находится в России. В Беларуси функционирует около 2,5 тыс. организаций с российским капиталом. Располагая значительным промышленным потенциалом, регионы Беларуси и России рассматривают промышленную кооперацию между предприятиями двух стран, и прежде всего в машиностроении, в качестве наибольшего потенциала развития интеграционных процессов. В настоящее время в различных формах кооперации с российскими предприятиями задействовано более половины белорусских промышленных предприятий, что позволяет объединить промышленный и интеллектуальный потенциал для обеспечения существенного экономического прогресса наших стран. Создание совместных крупных производств, промышленных кластеров - одно из наиболее перспективных направлений деятельности в рамках Союзного государства.

Характеризуя уровень текущего и перспективного торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России, посол Беларуси в РФ, руководитель Межведомственной рабочей группы по осуществлению мониторинга ситуации с поставками в Российскую Федерацию Дмитрий Крутой отметил: "Именно из региональной повестки растет наш общий товарооборот: 2022-й год был рекордным - мы достигли $50 млрд вместе с услугами. В этом году мы хотим достичь $50 млрд только по товарам (только за 9 месяцев у нас в двусторонней торговле плюс $3,5 млрд к прошлому году) и хорошая добавка в $5-6 млрд в секторе услуг".

Вынашивая перспективные планы развития внешнеторговых и инвестиционных планов с российскими регионами, следует учитывать и их ресурсный, включая финансовый, потенциал и устойчивость к внутренним и внешним угрозам.

Главный источник региональных доходов - налоги. Благодаря им субъекты РФ получают около 90% своих средств. Дело в том, что не все налоги выплачиваются в федеральный бюджет. Например, в региональные бюджеты выплачиваются НДФЛ, налоги на имущество и транспорт. Некоторые налоги распределяются между федеральным и региональными бюджетами. Например, из 20%-го налога на прибыль организаций только 3% направляются в казну, а 17% остаются в субъекте РФ. Таким образом, чем больше людей и организаций находятся в регионе, тем больше он зарабатывает.

Доходы регионов России сильно разнятся. Очевидный лидер среди них - Москва. Согласно бюджету столицы на 2023 год, город заработал около 3,7 трлн рос. руб. За ней следуют Санкт-Петербург, Подмосковье, Краснодарский край, Свердловская область, Республика Татарстан, ХМАО и ЯНАО. Доходы Москвы втрое выше петербургских и больше, чем у всех перечисленных регионов вместе взятых. И это неудивительно: столица - самый населенный город страны и  в ней находятся штаб-квартиры почти всех крупнейших российских компаний.

Несмотря на санкции и неопределенность в экономике, некоторые регионы смогли существенно увеличить собственные доходы в 2022 году. По данным рейтингового агентства АКРА, относительно 2021 года больше всего доходы выросли в Сахалинской (+57%) и Кемеровской (+39%) областях, в Ингушетии (+55%) и Республике Татарстан (+31%). Кроме того, поступления увеличились в Санкт-Петербурге (+42%) и ЯНАО (+33%). Некоторые субъекты РФ сильно зависят от федеральных денег, они могут составлять 20-40% их доходов. Регионы с такими показателями называют дотационными. К ним относятся, например, Якутия, Дагестан, Чечня, Камчатка, Алтайский край.

Проведенная агентством "Эксперт РА", РФ, оценка экономического здоровья российских регионов по итогам 2022 года свидетельствует о сохранении их дифференциации: восемь регионов сосредоточилось в группах с умеренно низким (7) и низким (1) экономическим здоровьем, при этом 26 регионов - в группах с умеренно высоким (14) и высоким (12) уровнем благосостояния. На среднем уровне находится экономическое здоровье шести регионов, выше среднего - 18 и ниже среднего - 27. Тем не менее, если сравнивать данное распределение с итогами 2020 года, то суммарное количество регионов с умеренно высоким уровнем и уровнем выше среднего в 2022-м увеличилось, а количество регионов с умеренно низким и низким уровнем сократилось, что в целом говорит о восстановлении состояния экономического здоровья регионов в прошедшем 2022 году по сравнению c доковидным 2020-м и потенциальной возможности достаточно успешно противостоять санкционной политике Запада.

Статистика торговли между субъектами двух стран, примеры импортозамещающих проектов в рамках промкооперации предприятий свидетельствуют о том, что Беларусь уже сейчас выступает важным партнером России. Но потенциала и конкретных направлений для расширения двустороннего экономического и инвестиционного сотрудничества еще достаточно.

И, наверное, самое основное и стратегически важное из них - это не столько координация, сколько совместная реализация, причем на равных условиях, по полному жизненному циклу совместных проектов по формированию технологического суверенитета по ключевым компетенциям Союзного государства. В этой связи нынешний рост количества совместных акций и мероприятий по поддержанию межрегиональных культурных, экологических, социальных и иных связей видится крайне необходимым, так как именно они призваны не просто содействовать, но и идеологически обосновывать углубленную наднациональную экономическую интеграцию двух стран и создание союзных транснациональных структур.