80 ПОБЕДА!

Рекомендации парламентских слушаний «Развитие сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства»

Версия для печати
30 января 2024 года,
г. Смоленск

Парламентские слушания «Развитие сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства» состоялись 30 января 2024 года в г. Смоленске в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых.

Основной целью слушаний являлась выработка с учетом позиций заинтересованных государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации носящих системный и комплексный характер рекомендаций, которые будут включать меры по решению имеющихся проблемных вопросов и определят перспективные направления работы по развитию сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства, а также повышение заинтересованности в развитии двустороннего сотрудничества, разработка общей стратегии развития туризма, расширение возможностей и условий для создания новых туристских продуктов и их продвижения, что позволит упрочить позиции Союзного государства на международном рынке туризма.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Парламентского Собрания, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители Администрации Президента Российской Федерации, белорусские и российские парламентарии, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, приграничных регионов и ведущих научных учреждений Беларуси и России.

В ходе работы участники слушаний обсудили следующие темы, касающиеся вопросов развития сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства:

  1. Основные цели, задачи, принципы, направления, формы и механизмы укрепления взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации
    в сфере туристской деятельности.
  2. Реализация союзной программы по унификации законодательства
    в сфере туристской деятельности, утвержденной Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 года
    № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 – 2023 годы».
  3. Перспективные направления сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере туристской деятельности.
  4. Сотрудничество в туристической отрасли Союзного государства
    по совместному формированию и продвижению туристических маршрутов
    с целью дальнейшего увеличения внутреннего и въездного турпотоков в Союзном государстве в целях реализации Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 – 2026 годы.
  5. Перспективы развития туристской деятельности в рамках Союзного государства: взаимодействие государственных и иных органов Беларуси
    и России, существующие проблемы и пути их преодоления, перспективные направления сотрудничества.
  6. Совместные программы и мероприятия Союзного государства в сфере туристской деятельности.
  7. Развитие туризма между регионами Республики Беларусь и Российской Федерации. Опыт сотрудничества.
  8. Образовательный потенциал туристской деятельности в Союзном государстве.
  9. Разработка и принятие Парламентским Собранием Союза Беларуси
    и России модельных законов, направленных на сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере туристской деятельности.

Участники парламентских слушаний отметили, что Россия и Беларусь обладают общим историко-культурным наследием и богатейшими ресурсами природно-рекреационного характера, спрос на которые интенсивно растет на глобальном и региональных рынках туристских услуг.

На современном этапе развития туризма в Союзном государстве сложилось добрососедское взаимопонимание в отношении реализации основных туристских проектов как между государственными властями, так и  между представителями туристического бизнеса России и Беларуси. Туристские потоки между Республикой Беларусь и Российской Федерацией ежегодно возрастают. Россия является главным рынком для экспорта туристских услуг Республики Беларусь. Со своей стороны, Российская Федерация рассчитывает на встречный рост туристского потока из Белоруссии.

Так, в 2021 году показатель въезда граждан Беларуси в Россию составил 46 тыс. поездок. Из общего количества иностранных граждан, путешествующих в Белоруссию, российские туристы составляют более 80%.

В настоящее время Белоруссия является одним из популярных направлений у российских туристов. По экспертным оценкам турпоток из России в Белоруссию заметно начал расти с начала мая 2022 года (бронирования увеличились в 3 раза по сравнению с 2021 г.). Этому способствует отсутствие языковых барьеров, возможность совершать безналичную оплату картой «МИР» и свобода перемещения.

Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) за 2019 гг. российские граждане заняли лидирующую позицию въездного туризма в Белоруссии. По рейтингу выездного туризма граждан Белоруссии Россия заняла четвертое место, уступив Украине, Польше и Литве. Учитывая текущую обстановку, участники слушаний предполагают, что в ближайшей перспективе Россию будет посещать большее количество граждан Белоруссии.

Информация о приоритетности белорусского направления также подтверждается и данными Банка России по статье «Поездка» поскольку среди стран-участниц СНГ по импорту туристических услуг на Российский рынок за 2018-2019 гг. Белоруссия заняла первое место (414 млн. и 436 млн. долларов соответственно). Экспорт туристических услуг в указанные годы составил в среднем 270 млн. долл. США, что также является значимым показателем, при этом методология Банка России не учитывает траты на транспорт и размещение в гостиницах. Соответственно, в сумме цифра может в два и больше раза превышать оцениваемые объемы.

Республика Беларусь традиционно входит в топ стран по посещению России. До пандемии Россию каждый год стабильно посещало не менее 140 тыс. белорусских туристов (учитываются туристы, использующие авиасообщение). Уже сейчас достигли допандемийных показателей – в 2022 году Россию посетило 126 тыс. туристов из Белоруссии.

За первые полгода 2023 г. граждане Белоруссии совершили 72,7 тыс. туристических поездок в Россию, что в два раза больше соответствующего периода 2022 года (36,7 тыс. поездок). Выезд российских туристов в Беларусь восстанавливается аналогичными темпами. Только с января по июнь 2023 г. было совершено 419 тыс. поездок, что практически соответствует объему за весь 2022 год (458 тыс. поездок).

2019

2020

2021

2022

2023
(пол года)

Туристический поток из Белоруссии в Россию (по данным Росстата) (тыс. чел.)

143

52

58

126

72,7

Туристический поток из России в Белоруссию (по данным Белстата) (тыс. чел.)

1 267

494

420

458

419

Участники слушаний отметили, что к настоящему времени в сфере туристской деятельности состоялось подписание соглашения и «дорожной карты» о развитии системного сотрудничества в сфере туризма между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (ноябрь 2023 года, г. Брест). Межведомственное соглашение создаст условия для привлечения зарубежных инвестиций в экономику Союзного государства, простимулирует рост деловой активности в смежных отраслях, а также позволит вывести на новый уровень профессиональную подготовку кадров. Более того, благодаря Соглашению Союзное государство сможет единым блоком продвигать свой турпотенциал
на международных площадках, что облегчит работу туроператоров по продвижению России и Белоруссии как привлекательных туристических дестинаций.

В рамках «Дорожной карты» предусмотрено создание Межведомственной рабочей группы по туризму. Такой шаг не только укрепит взаимодействие ответственных ведомств в данной отрасли, но и простимулирует турбизнес к созданию совместного турпродукта. Подписание документа является необходимой предпосылкой для достижения таких стратегических целей, как создание совместной маркетинговой стратегии, привлечение соотечественников, проживающих в России и Беларуси, проведение встреч между туристическими организациями двух стран.

С учетом представленной профильными министерствами Беларуси и России информации участники парламентских слушаний пришли к выводу, что двусторонняя повестка содержит вопросы развития взаимных туристских обменов и привлечения иностранных туристов, а также развития туристского потенциала в рамках работы механизмов Союзного государства. Подчеркивается необходимость наращивания взаимных турпотоков за счет разработки совместных трансграничных туристских маршрутов, как для туристов из России и Беларуси, так и  для туристов из стран СНГ и иностранных туристов.

Союзная программа по унификации законодательства в сфере туристской деятельности (дорожная карта, содержащая поэтапный план унификации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере туристской деятельности) исполнена ответственными министерствами.

Министерствами двух стран обсуждается дальнейшая реализация Союзной программы, создание двустороннего рабочего органа по туризму, система классификации гостиниц в России, агроэкотуризм, патриотический туризм, участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, программы долголетия в контексте туризма и развитие трансграничных туристических маршрутов.

Участники слушаний отметили, что в рамках многостороннего сотрудничества активно используется интеграционные инструменты для расширения сферы и возможностей российско-белорусского взаимодействия. По линии Совета по туризму государств-участников СНГ (далее – Совет по туризму) продолжается работа по созданию общего туристского пространства СНГ, в которой активное участие принимает и Беларусь. В 2022 году Республика Беларусь являлась председателем Совета по туризму.

В рамках ЕАЭС активно ведется работа по реализации Плана либерализации по сектору услуг бюро путешествий и туристских агентств (услуги туроператоров и турагентов). В целях обеспечения административного сотрудничества в рамках Союзного государства белорусская и российская стороны согласовали использование перечня сведений о субъектах туристической деятельности, предусмотренных в проекте Соглашения об административном сотрудничестве между компетентными органами стран-участниц Евразийского экономического союза. Указанный проект прошел одобрение на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 9 сентября 2022 г., белорусской стороной в рамках внутри государственного согласования представлена позиция об отсутствии замечаний по проекту. При этом Соглашение не ограничивает право сторон согласовать расширенный перечень сведений для обмена между собой.

Также рассматривается возможность привлечения ведущих горных курортов Республики Беларусь, а также производителей туроборудования, присоединиться к инициативе создания Евразийского Альянса горных курортов (ЕАГК).

В ходе обсуждения участники слушаний пришли к заключению, что основным проблемным вопросом является отсутствие системного продвижения туристического потенциала Союзного государства на внутреннем и международных рынках.

Участники слушаний полагают необходимым создание Туристического информационного центра Союзного государства на территории г. Смоленска в рамках механизма проектной деятельности Союзного государства. В перечень реализуемых ТИЦ СГ задач важно включить проведение совместной маркетинговой политики, в том числе для туристов из третьих стран, а также разработку и поддержку российско-белорусских трансграничных туристских маршрутов.

Обсудив проблемы приоритетных направлений туризма в России и Беларуси с учетом важности развития туристской индустрии как одного из наиболее динамичных секторов мировой экономики, признавая взаимный интерес в расширении сотрудничества в области туризма, принимая важность туризма для улучшения взаимопонимания между народами Российской Федерации и Республики Беларусь, участники слушаний, выработали следующие рекомендации:

Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму предложить:

  • выступить координатором работы по развитию и укреплению сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства;
  • войти в состав Межведомственной рабочей группы по туризму, созданной профильными министерствами Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • принять участие в установочном заседании российско-белорусской межведомственной рабочей группы по туризму, где в том числе будет рассмотрен вопрос целесообразности расширения географии полетов и транспортного сообщения в целом между двумя странами при наличии нереализованного туристского потенциала, в том числе в рамках трансграничных туристических маршрутов;
  • проработать вопрос о создании Туристического информационного центра Союзного государства на территории г. Смоленска.

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России предложить:

  • проводить на регулярной основе парламентские слушания по теме развития сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства;
  • во взаимодействии с национальными парламентами, Постоянным Комитетом Союзного государства, профильными министерствами двух стран выработать согласованные предложения по направлениям дальнейшего скоординированного развития законодательства двух стран в сфере туристской деятельности;
  • проработать вопрос о необходимости и целесообразности использования
    в ходе работы по сближению законодательства в сфере туристской деятельности потенциала разработки и принятия модельных законодательных актов в рамках Союзного государства.

Профильным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации при поддержке Администрации Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Российской Федерации предложить:

  • рассмотреть вопрос о разработке и реализации программ детских и молодежных образовательно-туристических обменов на территории Союзного государства, туристических программ в сфере патриотического воспитания.

Профильным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации при координирующей роли Постоянного Комитета Союзного государства предложить:

  • осуществлять работу по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере туристской деятельности при участии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;
  • принять необходимые меры по решению вынесенных на слушаниях проблемных вопросов в рассматриваемой сфере;
  • осуществить анализ действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников по вопросам туристской деятельности;
  • в целях дальнейшего укрепления интеграционных связей между Россией и Беларусью, сокращения дефицита кадров в туристической отрасли, обеспечения возможности создания совместных трансграничных туристических маршрутов, рассмотреть возможность заключения соглашений между профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования двух государств, предусматривающие унификацию образовательных программ в сфере туризма, в том числе программ по повышению квалификации, программ обмена студентами в целях прохождения стажировок в отраслевых организациях;
  • продолжить работу по выявлению и снятию административных барьеров и совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь

Министерству спорта и туризма Республики Беларусь и Министерству экономического развития Российской Федерации предложить:

  • включить в состав Межведомственной рабочей группы по туризму членов Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму;
  • принимая во внимание общую культуру и историю Российской Федерации и Республики Беларусь, память о событиях и подвигах героев Великой Отечественной войны, в целях создания благоприятных условий для развития туризма и наращивания взаимных туристических потоков, укрепления связей между народами двух государств путем патриотического воспитания молодого поколения, рассмотреть возможность разработки совместных трансграничных туристических маршрутов по местам воинской славы, предусмотрев включение в такие маршруты Городов-Героев, Городов воинской славы, Городов трудовой доблести;
  • в целях увеличения въездного туристического потока, развития совместного сотрудничества в сфере туризма со странами СНГ и иными дружественными странами, в том числе странами-участниками объединения БРИКС+, реализовать комплекс мер по продвижению России и Беларуси в указанных странах как единого туристического направления посредством организации на территориях таких стран совместных международных туристических выставок и форумов;
  • оказывать содействие в организации ознакомительных туров, семинаров, встреч в очном режиме и  в режиме онлайн для туроператоров и представителей государственных органов;
  • оказывать предоставление возможной поддержки участию представителей туриндустрии Российской Федерации и Республики Беларусь в национальных конгрессно-выставочных мероприятиях двух стран;
  • вести совместную отраслевую маркетинговую политику: обеспечить взаимный обмен событийными календарями и справочной информацией о турпотенциале, в том числе по отдельным регионам Российской Федерации и видам туризма Республики Беларусь для дальнейшего распространения в отраслевом сообществе;
  • активировать региональное сотрудничество по развитию туризма;
  • осуществлять обмен статистическими данными по туризму, а также подходами по прогнозированию и оценке турпотока;
  • внести предложения по проведению аттестации экскурсоводов и гидов- переводчиков на трансграничных маршрутах;
  • расширить географию трансграничных маршрутов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
  • повышение уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;
  • увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности
    в использовании туристской инфраструктуры;
  • повышение доступности актуальной статистической информации
    в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;
  • увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
  • повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;
  • достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;
  • преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также
    с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.

Научному сообществу Республики Беларусь и Российской Федерации предложить:

  • подготовить предложения по основным направлениям сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере туристской деятельности.
Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter