Рациональное обращение с отходами как инструмент обеспечения экологической безопасности Союзного государства»

Версия для печати
6-7 ноября 2024 года,
г. Санкт-Петербург

6-7 ноября 2024 года состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Рациональное обращение с отходами как инструмент обеспечения экологической безопасности Союзного государства».

В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств, ведомств и учреждений Беларуси и России, исполнительных органов власти областей Российской Федерации и органов управления административно-территориальных образований Республики Беларусь, представители экспертного сообщества, ведущие ученые и специалисты - представители научных учреждений и высших учебных заведений двух стран.

На заседании семинара рассмотрен ряд наиболее актуальных вопро­сов, связанных с практикой применения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области обращения с различными видами отходов, в частности, с медицинскими отходами, а также с раз­личными видами наиболее ценных в экономическом значении отходов, в частности, с отходами животноводства, отходами электронного и элек­трического оборудования, а также с вторичными ресурсами. Вопросы утилизации отдельных видов отходов, обладающих особой ресурсной ценностью, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторич­ных ресурсов и вторичного сырья в рамках формирования экономики замкнутого цикла уже достаточно продолжительное время занимают одно из наиболее важных мест в системе приоритетов государственной экологической политики.

Медицинские отходы представляют собой вид отходов, образующихся в процессе осуществления медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Вместе с тем медицинские отходы являются факторами, оказывающими отрицательное влияние на окружающую среду, и могут выступать причиной как прямого, так и опосредованного риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний. На протяжении достаточно длительного времени операции с медицинскими отходами, отдельные категории которых представляют значительную биологическую и химическую опасность для населения и объектов окружающей среды, являлись одними из самых неурегулированных видов деятельности в сфере обращения с отходами.

В современных условиях представляется достаточно важным поддержание благоприятного состояния окружающей среды при осуществлении органического сельского хозяйства и производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, что прежде всего обеспечивается соблюдением экологических требований при применении отходов и побочных продуктов животноводства. Вместе с тем комплексное и системное правовое регулирование отношений по обращению с отходами животноводства в настоящее время отсутствует, в связи с чем требуются установление и правовое закрепление особенностей правового регули­рования обращения с указанными отходами на законодательном уровне, что имеет большое значение для развития сельского хозяйства и  в целом агропромышленных комплексов России и Беларуси.

Значительную ценность для экономики Союзного государства представляют и различные виды отходов, содержащие вторичные материальные ресурсы, в частности, отходы электронного и электрического оборудования. Вместе с тем особенности обращения с данным видом отходов в настоящее время должным образом не определены, правовое регулирование обращения с ними отличается пробельностью, в том числе в части определения их места в общей системе отходов, характеризуется наличием значительного числа отсылочных норм, а также отсутствием необходимых правовых механизмов реализации отдельных требований.

Госкорпорацией «Росатом» совместно с НАН Беларуси разрабатыва­ется проект Союзного государства «Разработка комплексного решения по охране окружающей среды от загрязнения непригодными пестицида­ми, включая создание технологии обезвреживания и опытной установки с апробацией при ликвидации Городокского захоронения».

Реализация проекта направлена на обеспечение технологической независимости Союзного государства в сфере обезвреживания высокотоксичных отходов, разработку конкурентоспособного оборудования, что обеспечит решение проблемы ликвидации захоронений непригодных пестицидов на территории Российской Федерации и Республики Беларусь и значительно снизит риски для окружающей среды и здоровья населения.

Таким образом, в рамках заседания семинара была отмечена необходимость выработки особых подходов к гармонизации законодательства России и Беларуси в области обращения с указанными видами отходов, направленных на повышение эффективности и экологической безопасности обращения с ними в Союзном государстве в условиях общей тенденции перехода к экономике замкнутого цикла.

Участники заседания рассмотрели следующие актуальные вопросы: гармонизация законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь о медицинских отходах в рамках интеграционных процессов в Союзном государстве;

реализация новых правовых инструментов в области обращения с медицинскими отходами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь как фактор развития медицинской и фармацевтической промышленности;

организация инфраструктуры по обращению с медицинскими отходами в Союзном государстве;

гармонизация законодательства, направленная на повышение эффективности и экологической безопасности обращения с отходами и побочными продуктами животноводства в Союзном государстве в условиях перехода к экономике замкнутого цикла;

выработка единой технической и технологической политики в рамках Союзного государства, направленной на ускоренное внедрение наилучших технологий в сфере переработки и утилизации отходов и побочных продуктов животноводства, с целью снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;

разработка инновационных агротехнологических и технических решений, направленных на обеспечение экологически безопасного сельскохозяйственного производства в Союзном государстве;

повышение эффективности системы использования вторичных материальных ресурсов в Союзном государстве;

обеспечение сбора, обработки и утилизации отходов электрического и электронного оборудования в Союзном государстве.

В ходе заседания семинара были определены наиболее значимые для Союзного государства направления сотрудничества в сфере обращения с особо значимыми видами отходов, требующие выработки концептуальных предложений по совершенствованию национального законодательства двух государств в рамках общих векторов развития, определенных для Союзного государства. Также была отмечена необходимость гармонизации системы правовых требований Беларуси и России в сфере обращения с отдельными наиболее значимыми видами отходов в целях повышения эффективности экономической и правовой интеграции в рамках Союзного государства, а также в целях совместного решения экологических проблем в области обращения с отходами.

Участники заседания постоянно действующего семинара:

отметили особую роль межгосударственной правовой и экономической интеграции России и Беларуси в сфере обращения с различными видами отходов, в частности, с медицинскими отходами, отходами животноводства, отходами электрического и электронного оборудования, а также с вторичными ресурсами;

подчеркнули чрезвычайную актуальность вопросов гармонизации правовых требований Беларуси и России к обращению с различными видами отходов и вторичных ресурсов в рамках Союзного государства в целях максимально эффективного вовлечения их во вторичный оборот;

пришли к единому мнению о том, что решение проблем в сфере обе­спечения экологически безопасного обращения с различными видами отходов (медицинскими отходами, отходами животноводства, отходами электрического и электронного оборудования и иных) и вторичными ре­сурсами потребует создания общей унифицированной концептуальной теоретической правовой основы, что, в свою очередь, приведет к не­обходимости внесения соответствующих изменений в национальное законодательство Беларуси и России;

подчеркнули высокую актуальность определения основных перспективных направлений совершенствования законодательства двух государств, а также выработки стратегии совместных действий по гармони­зации правовых требований в области обращения с различными видами отходов (медицинскими, животноводства, электрического и электронного оборудования и иными), а также с вторичными ресурсами;

признали значительный вклад Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в деятельность по гармонизации законодательства двух государств в сфере обращения с отходами в рамках интеграционных процессов.

Подчеркивая исключительную важность создания в рамках Союзного государства единого гармонизированного правового пространства в целях обеспечения наиболее эффективного сотрудничества и взаи­модействия двух стран в области обращения с отходами и вторичными ресурсами, а также обсудив наиболее ключевые и актуальные для Беларуси и России вопросы экологической повестки в сфере обращения с отходами, участники заседания выработали следующие рекомендации:

  1. Для активизации процесса правовой и экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами:
    • Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству сельского хо­зяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству здраво­охранения Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Российской Федерации, иным заинтересованным рассмотреть (в ча­сти ведения) на совместных заседаниях коллегий вопросы разработки Стратегии перехода к экономике замкнутого цикла в рамках Союзного государства, предусмотрев в ней основные направления по поэтапному сближению требований национального законодательства в области об­ращения с отходами и вторичными материальными ресурсами.
    • Проработать вопрос создания под эгидой Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и  с участием профильных министерств межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области обращения с отходами и вторичными ресурсами - с возможным выходом на разработку модельного закона по означенной тематике.
    • Заинтересованным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства продолжить взаимодействие по разработке проектов и программ Союзного государства в данной сфере.
  2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Фе­дерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в целях гармонизации законодательства Беларуси и России об обращении с отходами, в частности, отходами электри­ческого и электронного оборудования, а также с вторичными ресурсами:

проработать вопрос о перспективах создания единой государственной информационной системы Союзного государства в области обращения с отходами и вторичными ресурсами и возможной интеграции в ней данных об отходах, содержащихся в настоящее время в существующих государственных информационных системах России и Беларуси в области обращения с отходами;

на основании положений Соглашения о сотрудничестве государств -участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования (заключено в г. Душанбе 1 июня 2018 года) разработать систему мер, направленных на унификацию правовых требований в области обращения с отходами электрического и электронного оборудования в Союзном государстве, направленных на ликвидацию административных барьеров, препятствующих макси­мально эффективному вовлечению отходов во вторичный оборот;

рассмотреть возможность включения в разрабатываемый проект Союзного государства «Обеспечение экологической безопасности в об­ласти обращения с отходами и вторичными ресурсами на территории Союзного государства» раздел по исследованию и гармонизации регулирования сферы обращения с медицинскими отходами.

  1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в целях гармонизации законодательства Беларуси и России об обращении с отходами и побочными продуктами животноводства:

разработать меры по гармонизации правового регулирования, направ­ленные на повышение эффективности обращения с отходами и побоч­ными продуктами животноводства в Союзном государстве в условиях перехода к экономике замкнутого цикла;

предусмотреть на уровне нормативных правовых актов Союзного государства особенности применения биотехнологий, направленных на вовлечение отходов и побочных продуктов животноводства во вторичный оборот, в сельском хозяйстве;

создать условия для внедрения инновационных агротехнологических и технических решений, а также экологических агротехнологий и технических средств для обеспечения экологически безопасного использования отходов и побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве Союзного государства;

проработать возможность создания технологических условий для использования цифровых методов и искусственного интеллекта для мониторинга и управления агросистемами в Союзном государстве.

  1. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в целях гармонизации законодательства Беларуси и России в сфере обращения с медицинскими отходами:

рассмотреть вопрос о возможности создания общего Порядка обращения с медицинскими отходами на территории Союзного государства (Минздрав России не контролирует сбор отходов, в том числе лекарств с истекшим сроком годности, у населения. Это полномочия Минприроды России);

проработать вопрос о возможности унификации правовых требований к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в частности, деятельность по их транспортированию в границах Союзного государства;

разработать систему единых требований к объектам инфраструктуры, на которых осуществляется деятельность по обращению с медицинскими отходами;

проработать вопрос о возможности создания единого Реестра объек­тов инфраструктуры, на которых осуществляется деятельность по обращению с медицинскими отходами в границах Союзного государства;

проанализировать законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь в области обращения с медицинскими отходами различных классов (в условиях перехода к экономике замкнутого цикла) и выработать конкретные предложения по поэтапному сближению требований в данной сфере.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter