Роботы, нейросети и дроны: как белорусских инженеров учили в России

Версия для печати
Источник: Sputnik - Беларусь (sputnik.by)
15.05.2023

МИНСК, 15 мая - Sputnik, Инна Гришук. Полсотни белорусских студентов побывали в школе по инженерным наукам Союзного государства, которая впервые стартовала этой весной в Новгородском университете имени Ярослава Мудрого. Как проходило обучение и чем удивил региональный российский вуз и инженерная школа, рассказали белорусские участники проекта - студенты Алина Савчик и Илья Супранович.Удивило сочетание - инновации и древний городПредложение поучаствовать в школе по инженерным наукам Союзного государства Алина и Илья получили в своих вузах. Вспоминают, что многие их сокурсники сомневались, стоит ли ехать, тем более, что решение нужно было принимать быстро. Кто-то думал, что это будет очень сложно и понадобятся энциклопедические знания, а кого-то смущало место проведения школы - региональный вуз в Великом Новгороде."Перед поездкой я внимательно изучила программу, она была очень подробно составлена. Было немного страшно, потому что это мое первое самостоятельное путешествие в другую страну", - рассказала будущий программист, студентка 3-го курса Белорусского национального технического университета Алина Савчик.Девушку смутило, что поездка не в столицу, а  в небольшой город: ей всегда казалось, что Великий Новгород славится только историческими памятниками. "А когда приехали, узнали, что здесь очень активно развивается научная и инженерная индустрия. Это стало большим открытием и даже потрясением, что в таком старинном городе столько инновационных производств и такая школа подготовки инженеров", -поделилась она первыми впечатлениями.Студент второго курса Белорусского технологического университета Илья Супранович вспоминает, что у него было опасение, сможет ли он достойно представить свой университет."По учебе я середнячок. Думал, что будет очень сложно, что нужны будут знания за весь курс вуза, а я только второй год учусь. Но весомых трудностей не было. Да, с нас спрашивали, как с более опытных инженеров, когда мы работали над проектами. Программа помогла углубить знания, но это получилось легко. Может, потому что мы работали в команде, у нас был интересный проект и опытные преподаватели и кураторы", - поделился Илья. Кураторов групп он попросил поблагодарить отдельно:"Это Андрей Денисов, Степан Малахов, Дария Баранова - люди действительно горят своим делом. Со многими я подружился, с кем-то возникло недопонимание. Но я надеюсь, что школа по инженерным наукам будет проходить еще раз. С большим удовольствием поучаствовал бы в ней снова. Так же считают и многие другие белорусские участники", - сказал студент.Инженеров учили изобретатьПо словам белорусских студентов, им понравился проектный подход при обучении в школе по инженерным наукам. И здесь нужно было не только применять знания инженерного дела, математики и физики, но и придумать, как сделать что-то полезное для современных производств, города и обычных людей. Также у участников школы из России и Беларуси была возможность познакомиться, завязать новые контакты."Нас разделили на небольшие группы по шести разным направлениям и поставили задачу сначала придумать проект, который можно применить в жизни, а потом воплотить его в жизнь", - рассказал Илья. В группе, в которой он оказался, были студенты из Беларуси и России, их специальностью определили нейросетевые технологии. "Команда придумала несколько проектов, но лучшим признали идею моего друга из БНТУ. Это приложение для занятия спортом, которое отслеживает движения, чтобы контролировать положение тела. Другая команда из нашего тематического блока создавала виртуального сурдопереводчика, еще одна - нейросеть для контроля качества конечного продукта на производстве", - рассказал молодой человек.В результате проект команды Ильи занял третье место среди всех разработок, над которыми две недели трудились участники школы.А вот для Алины поначалу тема образовательного блока, в который ее распределили, сначала показалась сложной."Наша группа должна была придумать проект и разработать микроконтроллеры. Раньше я с этим никогда не сталкивалась. Было немного страшно, что не справлюсь. Потом поняла, что нас специально распределили так, чтобы мы смогли изучить что-то совершенно новое. Были образовательные треки, где мы изучали теорию и учились программировать микроконтроллер. Часть времени - проектные треки, там мы работали над созданием робота-спелеолога", - рассказала девушка.Она пояснила, что им нужно было придумать не абстрактный проект, а то, что можно реально применять на производстве или в жизни."Нам устроили много встреч с экспертами, практикующими инженерами. Мы презентовали им проект нашего робота, а они задавали конкретные вопросы, выдвигали требования, что должен уметь делать этот робот. И нужно было эти требования учесть. Это очень крутой опыт работы в команде и общения с заказчиком инновационного продукта", - отметила Алина.Три белорусских вузаШкола по инженерным наукам Союзного государства собрала по 50 студентов из Беларуси и России. Нашу страну представляли ребята из трех вузов - БНТУ, БГТУ и Витебского государственного университета. Россию - в основном студенты Новгородского университета Ярослава Мудрого. Но среди них были не только россияне, но и ребята из стран СНГ, например, Узбекистана, Таджикистана.Как рассказал Илья, занятия проходили в здании Новгородской технической школы, которая открылась в прошлом году и стала местом подготовки передовых инженеров."Нам делали экскурсию по зданию. Здесь много современных лабораторий, в которых занимаются студенты. В этом же здании находятся лаборатории резидентов инновационного научно-технического центра "Валдай", прямо здесь идет разработка новых продуктов. И студенты при желании уже во время учебы могут здесь же включаться в эту работу", - рассказал Илья.Так, в Новгородской НТШ находятся представительства ведущих предприятий России, которым нужны инженеры, математики, микроэлектронщики, айтишники. И студенты могут напрямую работать с этими компаниями, так как находятся в одном здании, а впоследствии и получить возможность трудоустройства."Мне запомнились встречи с руководителями и инженерами предприятий Новгорода. Многие нам говорили, что в этом городе открываются новые возможности. Например, в Санкт-Петербурге студенту-инженеру или выпускнику инженерной и технической специальности начать свой стартап намного сложнее. А здесь достаточно просто. Потому что в регионе быстро развивается инженерная индустрия. А правительство области направляет в эту сферу, в том числе в вуз, много финансов и сил", - сказала Алина.Робот-маляр и дрон-патрульОбразовательная программа проходила по шести наиболее востребованным направлениям. Это управление гражданскими беспилотниками, нейросети, разработка моделей виртуальной реальности, проектирование автоматических систем, разработка радиоэлектронных моделей. Всего участники школы по инженерным наукам изобрели и разработали 12 проектов.В списке самых интересных - робот-маляр, который может самостоятельно красить стены зданий, система безопасности для электросамокатов, дрон-партуль и другие. А первое место после общей презентации отдали устройству для сбора данных об окружающем пространстве.Белорусские студенты обратили внимание, что для участников из Новгородского университета создание подобных проектов - не новинка. Проектная работа у них является частью учебной программы."По рассказам новгородских студентов и преподавателей, показалось, что учиться у них сложнее, но интереснее. Например, проектная работа у них включена в учебный план. Они уже с первого или второго курса придумывают и создают такие проекты. Преподаватели рассказывали, что многие разработки студентов уже применяются в городе. Так намного интереснее учиться", - поделилась наблюдениями Алина.Илья отметил, что у них в вузе тоже можно создавать проекты и получать за это отметки за экзамен или зачет. Например, его однокурсники делали робота-паука."Но это очень абстрактная вещь. Здесь нам предлагали разрабатывать очень конкретные и применимые в жизни вещи. То есть здесь, скорее, проектно-предпринимательская работа. Мы прошли этапы от генерации идеи и доказательства, что она нужна, до сбора команды, разработки и презентации конечного продукта", - отметил Илья.Парень рассказал, что он получил еще и опыт презентации проекта перед реальными инвесторами. Как раз во время работы школы по инженерным наукам в задании Новгородской НТШ проходил финал стартап тура фонда "Сколково". Белорусские студенты также смогли там побывать.Уехали, но хотят вернутьсяУчеба и повышение инженерной квалификации оказалась очень полезной и интересной, считают ребята. Они бы хотели поучаствовать в подобной школе еще раз, и конечно же, будут рекомендовать побывать здесь своим однокурсникам.По словам девушки, также ей очень понравились условия проживания, например, общежитие, в которое заселили белорусских участников. А еще приятным бонусом стала возможность получить документ о повышении квалификации. Сейчас участникам вручили сертификаты, а после окончания вузов они смогут обратиться в НовГУ, и им выдадут соответствующие удостоверения.