Россия и Беларусь активизировали сотрудничество в авиастроении, космосе, атомной энергетике и микроэлектронике
ОЗЕРО НАДЕЖДЫ
- Недавно состоялись переговоры премьер-министров России и Беларуси. Подписали соглашение о совместном производстве легкого самолета «Освей». Причем, с нуля. Насколько велика в нем необходимость?
- По уже сложившейся традиции новым легким пассажирским самолетам дают имена крупных озер: уже есть «Ладога» и «Байкал». Новый проект ЛМС-401 «Освей» назвали в честь второго по площади озера в Беларуси.
Первые 19-местные турбовинтовые самолеты должны выпустить в 2026 году, а к 2030-му планируют построить от 85 до ста воздушных судов подобного типа. В разработке задействовуют «558-й авиационный ремонтный завод» в Барановичах и «Уральский завод гражданской авиации» из Екатеринбурга. Авиаремзавод осуществит окончательную сборку самолета.
Самолет будет с неубирающимися шасси. В качестве силовой установки закладывают турбовинтовой двигатель ВК-800, бортовое оборудование разработали российские специалисты.
Самолет сможет работать, в частности в отдаленных и труднодоступных районах.
- Вы называли цифру в миллиард рублей - на эту сумму белорусы могут поставить нам комплектующих для авиации. Насколько это реально в 2024 году?
- Воспринимаем белорусских партнеров как часть единого авиастроительного комплекса, доставшегося нам в наследство от СССР и способного функционировать как единое целое.
Компании наших стран сразу поняли, что совместная работа взаимовыгодна. Белорусские предприятия получат долгосрочные заказы, смогут приобрести дополнительные компетенции. Нашим авиастроителям промышленная кооперация позволит снять лишнюю нагрузку с российских поставщиков комплектующих и достичь требуемых объемов производства.
Я не берусь судить о вероятности поставок на конкретную сумму в этом году, но могу сказать, что по мере развития индустриального партнерства с нашими белорусскими друзьями достигнем новых производственных высот.
СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ
- Александр Лукашенко анонсировал запуск нового белорусско-российского спутника с высоким разрешением. Белорусы в свое время профинансировали один из четырех спутников «Конопус». Полностью окупили его и вышли в прибыль. Есть чему у них поучиться?
- Конечно. Дело в том, что у нас рынок данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) попросту не сформирован. Сейчас все органы власти получают данные от спутников Роскосмоса на безвозмездной основе. Видим, что сейчас спутники работают на предельной мощности на запросы от государства, однако снимки могут даже не использовать надлежащим образом.
Ситуацию решили кардинально изменить, уже приняв в Госдуме закон, который коммерциализирует закупку данных для нужд, не связанных с обороной и безопасностью страны. Рассчитываем, что средства пойдут на наращивание отечественной группировки и существенно улучшит «экономику» наших спутников.
- Прибыль от производства совместного спутника и самолета можно было направить в бюджет Союзного государства. Это не происходит потому, что нет понятия союзной собственности?
- Есть, его разработали еще в 2006 году. Под ней понимаем то, что приобрели или создали за счет средств СГ.
Вопрос в том, как решить бюрократические процедуры, связанные с передачей и эксплуатацией такой собственности. В самолет инвестирует не Союзное государство, а Россия и Беларусь как отдельные страны. И возврат таких вложений с точки зрений национальных бюджетных кодексов все еще не урегулировали.
НЕ ПО ЩЕЛЧКУ ПАЛЬЦА
Китай помогает нам с оборудованием, но Россия и Беларусь стремятся технологическому суверенитету
- Сенатор Александр Высокинский заявил, что самое важное сейчас - производство оборудования. А у нас почти один импорт из Китая.
- Импорт действительно имеется, и видим его рост, но он так же растет и с другими дружественными странами. Происходит переориентация торговых потоков и кооперационных цепочек после ограничений, введенных в 2022 году. Очень признательны китайским партнерам, которые поддержали нас в этот непростой период, когда против России ввели больше двадцати тысяч санкций.
Конечно, мы не можем заменить абсолютно все импортное оборудование по щелчку пальца. Ни одна страна не может, в этом и суть глобального разделения труда. Но мы к этому стремимся, создают новые производства, ведут программы реинжиниринга, шаг за шагом Россия и Беларусь приближаются технологическому суверенитету.
- По поставкам грузовиков, дорожной техники и даже колесных тракторов китайцы резко увеличили долю на российском рынке. Что не так с «Белорусом», МАЗом и «Амкодором»?
- У каждого товара своя ниша и целевая аудитория. Продукция из КНР резко увеличила долю на российском рынке за счет существующих ограничений, связанных с покупкой техники из недружественных стран. При этом наши потребители закупают и белорусскую технику.
- Построили БелАЭС в Островце. Что дальше? Что за Центр ядерной медицины, и где его создадут?
- Проект станции – стратегический в плане партнерства. «Росатом» построил в Островце два энергоблока, которые обеспечивают значительную часть электроэнергии в стране. Создали не только мощный источник энергии, но и построил «под ключ» целую отрасль.
Вместе с Минздравом РБ прорабатывают проект создания Центра ядерной медицины на территории РНПЦ ОМР имени Александрова в Минске. Предварительно обсуждают возможность установки там циклотронного комплекса и создание отделения для применения радиофармпрепаратов. Появление таких проектов - закономерный результат работы, которую ведет наше диппредставительство в Минске под руководством опытнейшего политика Бориса Грызлова.
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Специалисты из Синеокой зарекомендовали себя при строительстве «Восточного»
- Белорусы смогли сохранить производство микроэлектроники. В чем они особо сильны?
- Они молодцы и постоянно развивают собственное производство в этой сфере. К примеру, наблюдаем успехи партнеров по созданию и выпуску как специального технологического оборудования для изделий микроэлектроники, так и в части продукции для безопасности России.
Россия и, в частности Министерство промышленности и торговли, видят большой потенциал в белорусской микроэлектронике и поэтому наша страна активно инвестирует по этому направлению. В ноябре 2022 года РФ выделила РБ кредит на 105 миллиардов рублей и средства пошли, в том числе, на модернизацию белорусской микроэлектронной промышленности.
- Важный вопрос - подготовка кадров для промышленности. Что делают в этом направлении? В Пскове есть Передовая инженерная школа СГ – ее достаточно?
- Сейчас снимаем оставшиеся ограничения по работе белорусских специалистов на проектах в России. В частности, я сопровождал законопроект, который допустил белорусов к строительству космодрома «Восточный». Они зарекомендовали себя с лучшей стороны и поэтому в удачном запуске «Ангары-А5» есть и их заслуга.
Расширение возможностей по участию в ключевых проектах Союзного государства - не единственная мера по привлечению кадров. Должны продолжать движение вперед, вводить стипендии по приоритетным направлениям.
Россия понимает важность этой проблемы и совсем недавно Владимир Путин поручил заняться ее решением в рамках нового нацпроекта «Кадры». Сейчас формируем перечень мероприятий, который, я надеюсь, создаст основу для новой госпрограммы «Кадры для технологического суверенитета» и сформирует надежную систему их подготовки от школьной скамьи до потенциального места работы. Возможно, в случае ее реализации, сможем перенести этот опыт на межгосударственный уровень и создать единую бесшовную систему подготовки инженерных кадров.