Россия и Беларусь сотрудничают над созданием перспективных образцов коммерческого и пассажирского транспорта
Версия для печати
Производство электротранспорта продолжает расти во всем мире. Крупные мировые машиностроительные бренды все активнее переориентируют свои конвейеры на новый вид техники. Что неудивительно, ведь мир уверенно вступает в новую парадигму глобальной декарбонизации (переход к низкоуглеродной экономике). Развитые и развивающиеся страны стараются внести свой вклад в защиту экологии. Россия и Беларусь в этом вопросе не стали исключением. Страны уже долгое время активно сотрудничают над созданием перспективных образцов коммерческого и пассажирского транспорта. И для этого имеются все необходимые компетенции.
Наглядный пример
Накануне в Нижнем Новгороде состоялась презентация первого белорусско-российского электробуса. Совместная разработка получила название «МиНиН» - аббревиатура складывается из первых букв названий городов Минск и Нижний Новгород. Именно в Нижнем Новгороде электробус вскоре и будут использовать для пассажирских перевозок. Конструкторы двух стран создали уникальный продукт, который сможет эффективно конкурировать на рынке. Электробус выпускает российское предприятие «Нижэкотранс» совместно с белорусской компанией BKM Holding. Уже полностью готовы три электробуса, а с BKM Holding на российскую площадку поставлено пять кузовов для сборки. Доля локализации белорусского предприятия составляет 63 процента. В планах разработчиков в 2024 году выпустить 62 таких электробуса.
Стоит отметить, что высокотехнологичные разработки Союзного государства в области транспорта существенно снижают зависимость обоих государств от импорта. Реализация проектов по импортозамещению способствует обеспечению технологического суверенитета Союзного государства. Среди примеров такой кооперации создание евразийского электробуса - объективный показатель высокого уровня промышленной интеграции в рамках ЕАЭС, над которым также работает белорусская компания BKM Holding. При создании электробуса в компании старались максимально задействовать производства на территории ЕАЭС. В данный момент основные комплектующие для электробуса производятся в Беларуси и России.
В целом же, несмотря на санкции, белорусская компания смогла найти выход и сегодня продолжает выполнять заказы. Основной партнер, с которым BKM Holding сегодня работает, - это Россия. Темпы сотрудничества только нарастают. Этому способствуют два слагаемых успеха. Во-первых, высокий уровень компетенций и конкурентная себестоимость продукции, которая позволяет выигрывать тендеры. А во-вторых, во многих российских городах есть необходимость в обновлении городского транспорта - троллейбусов, электробусов и трамваев.
Сегодня ряд российских городов заказывает электробусы с экспресс-зарядкой - такие, как эксплуатируются в Минске и Москве. Некоторые регионы делают заказы на электробусы с ночной зарядкой. До конца 2023 года в планах BKM Holding поставить в Краснодар 16 единиц и еще 9 - в Сочи. Также 11 электробусов будет отправлено в Красноярск до конца года.
Основной продукт, который холдинг производит в наибольшем количестве, - это троллейбусы с автономным ходом, которые могут проехать на одной зарядке без контакта с сетью около 20 км. Троллейбусы такого типа поставляются в Санкт-Петербург, Краснодар и Екатеринбург. Продолжается выпуск классических троллейбусов: в этом году новая модель 321-й серии Olgerd впервые поступит в Мурманск и Краснодар. В 2023-м «трамвайные» контракты были подписаны с Нижним Новгородом, Барнаулом и Самарой.
Проект будущего
При этом развитие технологий машиностроения не концентрируется только на электротранспорте. Беларусь и Россия уже организовали совместное предприятие для разработки грузового автомобиля на водороде. Ожидается, что к началу 2024 года компания продемонстрирует первый опытный образец. Генеральный директор Центра водородной энергетики АФК «Система» Юрий Добровольский поделился подробностями:
- Мы начали заниматься с белорусами и создаем совместное предприятие. К новому году покажем первый опытный образец российско-белорусского водородного грузовика грузоподъемностью около 12 тонн. Надеемся, что к концу следующего года поставим его в серию.
Он также обратил внимание на то, что у совместного предприятия уже есть заказ на первые 30 машин, который полностью окупает проект. Однако, говоря о транспорте на водороде, он отметил, что пока речь идет не о массовом производстве, а о «нишевых решениях». Тем не менее компания рассчитывает в некоторых областях выйти на среднесерийное производство.