Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта

Версия для печати
7–8 декабря 2023 года,
Минск

Семьдесят четвертое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта» состоялось 7–8 декабря 2023 года в Национальном олимпийском комитете Республики Беларусь.

Основной целью заседания являлась выработка с учетом позиций заинтересованных государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, Национального олимпийского комитета Республики Беларусь и Олимпийского комитета России, спортивных федераций двух стран носящих системный и комплексный характер рекомендаций, которые будут включать меры по решению имеющихся проблемных вопросов и определят перспективные направления работы в области сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта, а также формирование позиции о целесообразности и необходимости разработки проекта модельного законодательного акта в указанной сфере.

В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители Администрации Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Российской Федерации, белорусские и российские парламентарии, в том числе профессиональные спортсмены, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Национального олимпийского комитета Республики Беларусь и Олимпийского комитета России, государственных органов и ведущих научных учреждений Беларуси и России.

В ходе работы участники заседания обсудили следующие темы сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта:

  1. Основные цели, задачи, принципы, направления, формы и механизмы укрепления взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в области эффективного использования возможностей физической культуры и спорта в Союзном государстве.
  2. Правовая регламентация субъектов и объектов спортивных отношений.
  3. Направления совершенствования законодательства Республики Беларусь

и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта в сферах:

  • противодействия применению допинга в спорте;
  • сотрудничества в подготовке спортивных национальных (сборных) команд по видам спорта к международным спортивным мероприятиям на физкультурно-спортивных сооружениях Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • развития олимпийского, паралимпийского, дефлимпийского (сурдлимпийского) и специального олимпийского движений, углубления сотрудничества на межгосударственном уровне между спортивными организациями и движениями двух государств;
  • медицинского обеспечения и охраны здоровья спортсменов;
  • социальной защиты спортсменов, в том числе завершивших спортивную карьеру;
  • спортивной подготовки, заключающееся в информационном обмене;
  • совершенствования механизмов государственно-частного партнерства при создании спортивной инфраструктуры;
  • спорта для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
  • противодействия коррупции и иной преступности в спорте;
  • финансового Фейр Плей;
  • превенции хулиганства и других противоправных действий спортивных болельщиков;
  • внедрения цифровых технологий в спортивную отрасль и др.
  1. Перспективы развития физической культуры и спорта в рамках Союзного государства: взаимодействие спортивных ведомств Беларуси и России по развитию физической культуры и спорта в рамках Союзного государства, существующие проблемы и пути их преодоления, перспективные направления сотрудничества.
  2. Совместные программы и мероприятия Союзного государства в сфере физической культуры и спорта.
  3. Развитие образовательного пространства в Союзном государстве в области физической культуры и спорта.
  4. Разработка и принятие Парламентским Собранием Союза Беларуси и России модельных законодательных актов, направленных на сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта.

Участники заседания отметили, что сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта является одним из приоритетов деятельности Союзного государства. Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни граждан, совершенствование работы систем здравоохранения относятся к основным направлениям социальной политики, осуществляемой в рамках Союзного государства.

При этом было обозначено, что общие статьи международных договоров, устанавливающие принцип равенства прав граждан (статья 14 Договора о создании Союзного государства и статья 3 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года), сформулированы таким образом, что не обладают ни прямым действием, ни приоритетом перед национальным законодательством, а содержат прямую отсылку к законодательству государств-участников. При этом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации граждане другого государства-участника имеют статус иностранных граждан.

Поэтому осуществляемая в настоящее время работа по обеспечению равных прав граждан направлена на заключение международных договоров и внесение изменений в законодательство государств-участников, устанавливающих предоставление гражданам одного государства-участника, находящимся на территории другого государства-участника, прав и обязанностей, равных с гражданами государства пребывания, по отдельным вопросам.

Участники заседания отметили, что к настоящему времени в сфере физической культуры и спорта подписан ряд соглашений о сотрудничестве между местными органами исполнительной власти, спортивными организациями регионов, приграничных районов Беларуси и России и соглашения о сотрудничестве в сфере образования и науки между образовательными организациями (учреждениями образования). Принята и реализуется Программа сотрудничества в области физической культуры и спорта на 2023–2024 гг. между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством спорта Российской Федерации. Налажено тесное взаимодействие между спортивными федерациями Беларуси и России. В рамках Союзного государства проводятся совместные физкультурно-спортивные мероприятия. Было проведено более 500 совместных проектов.

С учетом представленной профильными министерствами Беларуси и России информации участники заседания пришли к выводу, что с момента введения санкций со стороны Международного олимпийского комитета и международных спортивных организаций министерствами была начата активная деятельность по обеспечению стабильности работы системы спорта в Республике Беларусь и Российской Федерации. Данный вопрос остается актуальным до сих пор, несмотря на частичный допуск спортсменов наших стран к международным спортивным соревнованиям со стороны западных стран.

Во исполнение решения одного из совместных заседаний коллегий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства спорта Российской Федерации ведется совместная работа по утверждению программы по гармонизации и унификации взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта (дорожная карта).

Программа предусматривает подготовку проектов нормативных правовых актов в целях унификации законодательства, организацию сотрудничества уполномоченных органов по реализации совместных мероприятий, гармонизацию государственных стратегий развития, государственных программ Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта.

Проект программы по гармонизации и унификации взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта обсуждается в рамках совместных встреч между представителями двух министерств.

В ходе обсуждения участники заседания пришли к заключению, что приоритетными направлениями работы в сфере физической культуры и спорта являются продвижение совместных подходов в области борьбы с допингом в спорте, сотрудничество в сфере спортивной науки и образования, развитие физической культуры и массового спорта, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства при создании спортивной инфраструктуры и другие.

При этом была выражена озабоченность тем, что в отдельных сферах наблюдается значительная дивергенция законодательства Беларуси и России, обусловленная независимым развитием правовых систем двух государств. Были рассмотрены актуальные вопросы, возникающие в связи с различиями в законодательстве, и обсуждены пути их решения.

Современные глобальные тенденции, внешние «токсичные» политические условия, необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности и суверенитета выступают стимулом для наращивания процесса сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в данной сфере.

Участники семинара обращают внимание на то, что существенную роль в сближении законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации призвано сыграть модельное законотворчество. В связи
с этим участники семинара особо подчеркивают уникальность механизма модельного законотворчества как инструмента «мягкого права» для целенаправленного сближения законодательства и как значимого связующего звена для правовых систем Республики Беларусь и Российской Федерации.

Участники семинара считают, что потенциал модельного законотворчества в сфере физической культуры и спорта должен быть задействован в максимальной степени, так как посредством такого законотворчества возможно устанавливать «узловые, опорные точки» законодательного регулирования данной сферы, которые станут ориентирами трансформации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В среднесрочной перспективе это позволит оперативно и слаженно гармонизировать и унифицировать законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации, а  в долгосрочной – сформировать единое правовое пространство Союзного государства в сфере физической культуры и спорта, основанное на согласованном, взаимовыгодном и выверенном каркасе нормативных предписаний.

Учитывая то, что сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации является одним из приоритетов деятельности Союзного государства и его органов, признавая существенные результаты работы по сближению законодательства в сфере физической культуры и спорта, проведенной органами Союзного государства и государствами-участниками,

отмечая важность системного и комплексного подхода к организации работы по сближению законодательства двух стран в данной сфере,

полагая необходимым переходить от обеспечения равных прав граждан посредством предоставления национального режима к формированию единого правового пространства на всей территории Союзного государства, участники заседания семинара по итогам обсуждения выработали следующие рекомендации:

Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму предложить:

  • выступить координатором работы по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта в рамках Союзного государства;
  • выступить с инициативой перед Постоянным Комитетом Союзного государства об увеличении средств, предусматриваемых на организацию и проведение Спартакиады Союзного государства для детей и юношества, в том числе увеличения количества мероприятий, видов спорта, количества участников;
  • проработать вопрос о необходимости и целесообразности проведения расширенного совещания по вопросам спорта и физической культуры с приглашением заинтересованных лиц от Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • войти в состав рабочей группы по разработке дорожной карты по гармонизации законодательства в сфере физической культуры и спорта, разрабатываемой профильными министерствами Республики Беларусь и Российской Федерации.

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России предложить:

  • во взаимодействии с национальными парламентами, Постоянным Комитетом Союзного государства, профильными министерствами двух стран выработать согласованные предложения по направлениям дальнейшего скоординированного развития законодательства двух стран в сфере физической культуры и спорта;
  • проводить на регулярной основе парламентские слушания по вопросу сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
  • рекомендовать использование в ходе работы по сближению законодательства в сфере физической культуры и спорта потенциала разработки и принятия модельных законодательных актов в рамках Союзного государства.

Профильным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации при поддержке Администрации Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Российской Федерации предложить:

  • осуществлять регулярный обмен успешными практиками проведения программ повышения квалификации в области студенческого спорта для их последующей реализации в образовательных организациях высшего образования Союзного государства;
  • выстраивать взаимодействие по развитию среди молодежи Союзного государства как традиционных видов спорта, так и связанных с высокими технологиями, такими как компьютерный спорт и спортивное программирование;
  • оказывать на системной основе информационную поддержку реализуемым совместным программам, проектам и мероприятиям в области спорта и туризма, вести среди молодежи разъяснительную информационную работу о роли и значении Союзного государства;
  • организовывать участие молодых белорусских и российских спортсменов в соревнованиях в рамках Союзного государства, содействовать увеличению числа российских участников соревнований на территории Беларуси и белорусских участников соревнований на территории России.

Профильным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации при координирующей роли Постоянного Комитета Союзного государства предложить:

  • осуществлять работу по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта при участии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;
  • принять необходимые меры по решению обозначенных в настоящих рекомендациях вопросов по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в рассматриваемой сфере;
  • осуществить анализ действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников по вопросам физической культуры и спорта;
  • проработать механизм проведения ведущими научно-исследовательскими учреждениями Республики Беларусь и Российской Федерации сравнительно-правового анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта с выходом на конкретные предложения по принятию нормативных правовых актов, направленных на сближение законодательства;
  • расширить список перспективных спортивных мероприятий, которые возможно и целесообразно проводить под эгидой Союзного государства;
  • проработать вопрос о возможности финансирования за счет средств бюджета Союзного государства проведение Кубка Союзного государства по хоккею на траве среди мужских и женских клубных команд (инициатива российской стороны) и матчевой встречи по легкой атлетике среди команд Союзного государства (инициатива белорусской стороны);
  • продолжить работу по участию спортивных делегаций Российской Федерации и Республики Беларусь в Спартакиаде Союзного государства для детей и юношества и  в других спортивных мероприятиях, проводимых на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • информировать Комиссию Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму о ходе выполнения Программы сотрудничества в области физической культуры и спорта в рамках Союзного государства на 2023–2024 гг. между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством спорта Российской Федерации.

Министерству спорта и туризма Республики Беларусь и Министерству спорта Российской Федерации предложить:

  • консолидировать усилия органов государственной власти, отвечающих за развитие физической культуры и спорта в Республике Беларусь и Российской Федерации, федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта и общественных спортивных объединений в создании благоприятных условий для развития физической культуры и спорта и эффективного использования их возможностей во всестороннем развитии человека;
  • осуществлять системное взаимодействие и обмен информацией о развитии законодательства в области физической культуры и спорта в Союзном государстве;
  • продолжить работу по разработке программы по гармонизации и унификации взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта (дорожная карта);
  • включить в проект программы по гармонизации и унификации взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта возможность участвовать Олимпийским комитетам, в т.ч. материально, в организации и проведении международных мероприятий за пределами страны, а федерациям – использовать доходы от букмекерской деятельности на развитие спорта высших достижений, включая международную деятельность;
  • внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (по предложению Национального антидопингового агентства) с целью введения административной ответственности за нарушение законодательства о допинге в спорте в соответствии с аналогичными нормами, принятыми в Российской Федерации;
  • внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 190 «О мерах по стимулированию достижения высоких спортивных результатов» (в частности, в отношении национальных и сборных команд по видам спорта предлагается включить в Указ спортивные соревнования, организатором которых является Республика Беларусь либо Российская Федерации с участием национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, по результатам которых выдаются призы спортсменам и выплачиваются вознаграждения тренерам и иным специалистам);
  • с учетом введенных санкций и проведения совместных спортивных мероприятий внести соответствующие изменения в постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, касающиеся национальных и сборных команд по видам спорта, с целью включения в будущем в состав этих команд спортсменов, показавших определенный результат на совместно организованных соревнованиях;
  • внести изменения в Единую спортивную классификацию – для возможности присвоения спортивных разрядов белорусским спортсменам за результаты, показанные на спортивных соревнованиях в Российской Федерации;
  • осуществить корректировку белорусского законодательства в части оплаты труда работников в сфере физической культуры, спорта и туризма, квалификационных категорий специалистов в сфере физической культуры и спорта;
  • внести изменения в постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь по вопросам порядка проведения медицинских осмотров спортсменов, денежных норм расходов на восстановительное, фармакологическое обеспечение при проведении спортивных мероприятий, организации научно-методического обеспечения спортивной подготовки с целью гармонизации норм в отношении специализированных учебно-спортивных учреждений, медицинского обеспечения, допинга в спорте;
  • внести в Совет Министров Союзного государства на рассмотрение проект постановления Совета Министров Союзного государства о внесении изменений в постановление Совета Министров Союзного государства от 6 октября 2011 г. № 29 «О Положении о Спартакиаде Союзного государства для детей и юношества» в части требований и условий проведения Спартакиады Союзного государства для детей и юношества в целях совершенствования механизма по её организации и проведения;
  • проработать вопрос о целесообразности и необходимости закрепления в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь нормы, которая была бы аналогичной ст. 13.2.2 Всемирного антидопингового кодекса;
  • проработать вопрос о целесообразности и необходимости проведения совместной Народной зарядки с подключением всех регионов России и Беларуси (Международный день здоровья – 6 апреля, День победы 9 мая и др.);
  • проводить совместные научные, организационные мероприятия, в частности, организацию курсов повышения квалификации, стажировок, обучающих семинаров и тренингов, поиск эффективных решений
    в области научно-методического и медицинского сопровождения спортивной подготовки, установление научных связей между учеными, обмен научными и практическими достижениями, обсуждение возможностей внедрения результатов исследований в реальную практику, организацию взаимодействия, предоставление возможности проведения медицинских обследований и научных тестирований спортсменов Республики Беларусь и Российской Федерации во время проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований на территориях двух стран;
  • продолжить активную деятельность по обеспечению стабильности работы системы спорта двух стран после санкций, которые введенных МОК и международными федерациями по видам спорта;
  • осуществлять согласованные действия по вопросам международной спортивной повестки, в том числе в рамках деятельности органов Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, а также защиты прав и интересов спортсменов в рамках рабочих органов и рабочих групп Совета Европы, ответственных за спорт, в том числе Расширенного частичного соглашения по спорту Совета Европы (РЧСС), Специального комитета Совета Европы по вопросам взаимодействия с Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА);
  • вести совместную работу по продвижению представителей Российской Федерации и Республики Беларусь в рабочие органы и  на руководящие посты международных спортивных организаций;
  • содействовать участию спортивных сборных (национальных) и клубных команд Российской Федерации и Республики Беларусь в официальных региональных, республиканских, всероссийских и международных, физкультурных (спортивно-массовых) и спортивных мероприятиях, проводимых на территориях двух стран;
  • осуществлять обмен правовой информацией, научно-теоретическими изданиями и методическими материалами;
  • содействовать развитию сотрудничества между учебными и научными учреждениями спортивного профиля;
  • осуществлять поддержку развития информационно-технического обеспечения видов спорта, в том числе развития видов спорта с использованием информационных технологий;
  • координировать разработку совместных научно-исследовательских проектов учреждениями высшего образования и научными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации и Республики Беларусь.

Научному сообществу Республики Беларусь и Российской Федерации предложить:

  • осуществлять сотрудничество между учреждениями высшего образования в сфере физической культуры и спорта в рамках:
  • осуществлять сотрудничество в сфере спортивной науки на основе использования потенциала подведомственных организаций посредством:
  • обмена опытом в области подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
  • обмена научно-теоретической и методической литературой;
  • опубликования научных работ в сборниках научных трудов, издаваемых на территориях двух стран;
  • совместной разработки и внедрения оздоровительных и реабилитационных технологий, направленных на сохранение и укрепление физического, духовного и психического здоровья людей, формирование здорового образа жизни.

Осуществлять сотрудничество в части антидопингового обеспечения посредством проведения совместных конференций по антидопинговой тематике, семинаров для спортсменов и персонала спортсменов, а также обмена опытом по реализации мер, направленных на противодействие допингу в спорте.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter