Сделаем ставку на прорывные проекты
БИЗНЕСМЕНЫ, ВАС ЖДУТ!
- В этом созыве Парламентского Собрания вы вошли в Комиссию по экономической политике. Почему?
- В союзном парламенте нашу и бюджетную комиссии считаю основными: именно они определяют направления экономического развития Союзного государства и базу, на которой строятся остальные процессы, включая политические.
Я заметила, что у исполнителей не все в порядке с освоением средств, выделяемых на проекты. По программе «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» в 2016 году остались лежать мертвым грузом два миллиарда рублей. И это тогда, когда у нас каждая копейка на счету. Непросто найти деньги даже на развитие самых важных программ, а когда из года в год средства не используются, это безобразие. Нужно либо уменьшить финансирование, что неправильно, либо перенаправить финансы на прорывные проекты.
- Например?
- У нас хорошо развивается сотрудничество в области сельхозмашиностроения. Один из примеров - совместное предприятие на «Брянсксельмаше» и «Гомельсельмаше». Продукция идет в Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. В планах - освоение рынков Ближнего Востока. Это говорит не только о возможностях в сфере импортозамещения, но и о выходе союзной продукции на рынки третьих стран.
- Как вы оцениваете союзный бюджет?
- Большим его, конечно, не назовешь, но даже при таком размере не все статьи осваиваются. С другой стороны, не стоит опираться только на основное финансирование. Бюджет нужен для поддержки главных направлений развития - в экономике, научно-технической, культурной сфере...
К совместной работе необходимо активнее привлекать бизнес. В России, например, частное предприятие нередко создает совместное производство с государственным.
КОНКУРЕНЦИЯ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ
- Российские производители говорят, что белорусы с ними конкурируют.
- Так и должно быть. Совместные с республикой предприятия, выпускающие высококачественную современную технику, заставили подтянуться и наших производителей. Другое дело, что конкуренция должна быть добросовестной.
Так одна сторона получает всевозможную поддержку, включая дешевый кредит и налоговые льготы, а другая кредитуется под шестнадцать процентов годовых и платит массу налогов. В неравных условиях одна из сторон проигрывает. В России, правда, сегодня действуют программы поддержки сельского хозяйства, предусмотрены кредиты под пять процентов и так далее. К тому же совместные предприятия финансируются в рамках союзной программы, где средства тоже низкопроцентные. Так что условия у российских и белорусских партнеров примерно равны.
- Еще одна заноза в отношениях - споры между хозяйствующими субъектами.
- Если бы наше сотрудничество строилось на формальном принципе, споров бы не было. В республиканских молочных продуктах наши надзорные службы находят какие-то вредные вещества. Но недобросовестных производителей и у нас хватает. В сливочное масло они добавляют пальмовое, в колбасы и сосиски - все, что угодно, кроме мяса. На выходе получается продукт, опасный для здоровья.
В Союзном государстве надзорные службы, как сказал Александр Лукашенко, не должны работать в авральном режиме: когда на границе партию проверили и нашли вредные примеси. Все надо делать на постоянной основе.
- На Втором форуме регионов наши президенты поставили задачу сформировать единую промышленную политику.
- Мы это уже делаем. Хотя вопрос надо ставить шире: ни в Союзном государстве, ни в ЕАЭС не выработана даже единая стратегия экономического развития, а промышленная политика - это составная часть.
При совместной работе недостатки одной стороны становятся преимуществом другой. Например, в среднеазиатских странах большая безработица, а нам не хватает рабочих рук. Если бы у нас была стратегия развития территорий, мы могли бы проводить целевой набор работников и отправлять их туда, где в них нуждаются. Даже семья не живет без планирования, что же тогда говорить о государстве?
Стратегия нужна и в создании совместных предприятий: пока не разберемся, что нам нужно в перспективе и где это найдет применение, движения вперед не будет. Отсутствие единого плана - это тормоз и для Союзного государства, и для ЕАЭС.
Нам давно пора избавиться от псевдолиберальной идеологии. В мире давно поняли, что рынок ничего не отрегулирует сам по себе. Государства активно вмешиваются в экономические процессы, вырабатывают стратегию на десятилетия вперед. В России об этом заговорили только сейчас. Хорошо, что у нас активно взаимодействуют бизнесмены. Правда, в России и малому, и среднему производственному бизнесу развиваться трудно: кредитов не хватает. До санкций все брали дешевые кредиты за рубежом. Сегодня этой возможности нет. Из-за отсутствия средств бизнес не может строить планы на перспективу.
Источник: Союзное вече