Двадцать первая сессия
Двадцать первая сессия, г. Санкт-Перербург, 9 декабря 2002 года
Протокол заседания Парламентского Собрания
Присутствовали:
| |
| |
от Республики Беларусь | от Российской Федерации |
---|---|
от Конституционного Суда |
---|
|
от Администрации Президента |
от Правительства – Совета Министров |
от Палаты представителей Национального собрания |
от Секретариата Палаты представителей Национального собрания |
от Секретариата Совета Республики Национального собрания |
от других ведомств и организаций |
от Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания |
---|
от Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания |
от Правительства, министерств, ведомств и других организаций |
|
от Постоянного Комитета |
---|
от Секретариата Парламентского Собрания |
от постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России |
от национальных парламентов |
от дипломатического корпуса |
от от Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых государств |
от Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества |
от общественных объединений |
На заседании Парламентского Собрания присутствовали 33 депутата от Национального собрания Республики Беларусь, 25 депутатов от Федерального Собрания Российской Федерации и приглашенные лица.
Председательствовали Председатель Парламентского Собрания Г.Н. Селезнев, Первый заместитель Председателя Парламентского Собрания В.А. Попов.
1. Открытие сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
(Г.Н. Селезнев)
2. О повестке двадцать первой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
(Г.Н. Селезнев)
Парламентское Собрание постановляет:
Утвердить повестку двадцать первой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с учетом состоявшегося обсуждения.
3. Об изменениях в составе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
(Г.Н.Селезнев, В.К.Быков)
На основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "Об изменении состава депутации Совета Федерации Федерального Соб-рания Российской Федерации в Парламентской делегации Российской Федерации в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России" от 30 октября 2002 года № 423-СФ и в соответствии со статьей 2 Регламента Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Парламентское Собрание постановляет:
1. Доклад Мандатной комиссии утвердить.
2. Признать полномочия депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России С.В.Антуфьева и Н.Я.Медведева, делегированных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Об изменениях в составе комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
(Г.Н. Селезнев)
Парламентское Собрание постановляет:
1. На основании Постановления Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Об изменениях в составе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России» от 9 декабря 2002 года № XХI – 3 и в соответствии со статьей 12 Регламента Парламентского Собрания Союза Беларуси и России ввести в состав Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Антуфьева Сергея Владимировича и в состав Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями Медведева Николая Яковлевича.
2. В соответствии со статьей 12 Регламента Парламентского Собрания вывести из состава Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Быкову Татьяну Петровну и ввести ее в состав Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам.
3. Внести соответствующие изменения в пункт 2 Постановления Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Об изменениях в составе комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России» от 5 марта 2002 года № XIX – 3.4.
5. О ходе работы по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
(Г.Н. Селезнев, В.И Трубников, В.А. Попов, В.П. Пугачев, В.Б. Долголев, В.Н. Сте-панов, Г.И. Тихонов, А.П. Войтович, В.П. Никитин, Б.С. Биккинин, Е.Б. Мизулина, В.Д. Черных, Н.И. Чергинец, Н.П. Машерова, А.В. Ваганов, П.П. Бородин, Б.Н. Пастухов, С.В. Антуфьев)
Обсудив ход работы по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, Парламентское Собрание констатирует, что усилиями органов Союзного государства, органов государственной власти России и государственных органов Беларуси, трудовых коллективов обеих стран достигнуты определенные результаты в области экономической, ценовой и налоговой политики Союзного государства.
Стабильно высоким является товарооборот между двумя странами, в том числе благодаря широко развивающимся региональным связям.
Заключен ряд основополагающих межгосударственных соглашений, реализация которых является базой для формирования единого экономического пространства.
Идет последовательная работа по реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 – 2005 годы. Утверждены основные нормативные правовые акты Союзного государства, регулирующие бюджетный процесс.
Накоплен определенный опыт согласованного решения сложнейших проблем минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вышло на новый качественный уровень сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области безопасности и обороны. Выработана Военная доктрина Союзного государства, обеспечиваются функционирование Региональной группировки войск, охрана и обустройство внешних границ Союзного государства, подготовка военных кадров и создание единой военной школы, взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с различными проявлениями преступности.
Успешно развивается сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере внешней политики. Активно реализуются такие ключевые направления, как:
Свой вклад в международное сотрудничество активно вносит Парламентское Собрание, устанавливая отношения сотрудничества с международными парламентскими организациями, информируя мировую общественность о ходе белорусско-российской интеграции.
Вместе с тем Парламентское Собрание отмечает, что отдельные положения Договора о создании Союзного государства и большинство мероприятий Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по его реализации не выполнены.
Неоправданно затягивается процесс союзного строительства, подготовки Конституционного Акта, определяющего государственное устройство и правовую систему Союзного государства.
Из года в год проекты бюджета Союзного государства вносятся Советом Министров Союзного государства в Парламентское Собрание с опозданием. Как следствие, бюджет Союзного государства утверждается, как правило, не ранее апреля. В результате финанси-рование союзных программ в утвержденных объемах фактически начинается со второго полугодия, что неизбежно приводит к срыву сроков реализации большинства из них.
Наметилась тенденция к сокращению количества программ Союзного государства, что обусловит, соответственно, уменьшение объема бюджета Союзного государства на 2003 год по сравнению с объемом бюджета на 2002 год.
Мероприятия, относящиеся к сфере социальной политики, осуществляются несистемно, с отставанием от намеченных сроков и не отвечают в полной мере достижению важнейшей цели белорусско-российского единения – созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Такие важные документы, как Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования и Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, реализуются неэффективно.
Не разработана и не принята до настоящего времени Программа обеспечения единого информационного пространства, отсутствует целостная концепция информационной политики Союзного государства. Не в полной мере реализуется договор о Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, не созданы полноценные периодические издания органов Союзного государства. Союзные СМИ в их нынешнем состоянии не способны эффективно осуществлять информационное обеспечение процесса единения России и Беларуси.
В Союзном государстве не сформирована необходимая научная и учебно-образовательная база, которая позволила бы должным образом анализировать актуальные проблемы союзного строительства, проводить мониторинг эффективности реализации союзных программ, готовить квалифицированные кадры специалистов в области союзной интеграции.
Эффективность интеграционных процессов в двух государствах сдерживается отсутствием должного взаимодействия между органами Союзного государства, прежде всего между Советом Министров Союзного государства и Парламентским Собранием.
Нуждается в значительном усилении со стороны Высшего Государственного Совета функция контроля за ходом разработки проекта Конституционного Акта Союзного го-сударства, принятие которого придаст необходимую легитимность его органам, включая Парламент Союзного государства, а также за выполнением других решений в сфере со-юзного строительства.
Парламентское Собрание постановляет:
1. Предложить Совету Министров Союзного государства:
2. Предложить Совету Министров Союзного государства уделить особое внимание разработке унифицированного трудового законодательства, законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения.
3. Принять срочные меры по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. Считать необходимым обратиться в Высший Государственный Совет Союзного государства с предложением установить конкретные сроки завершения разработки проекта Конституционного Акта.
4. Обратить особое внимание Совета Министров Союзного государства, Правитель-ства Российской Федерации и Совета Министров Республики Беларусь на недостаточную эффективность механизма разработки и исполнения бюджета Союзного государства, низ-кий уровень организации взаимодействия Постоянного Комитета Союзного государства и министерств и ведомств государств-участников при разработке и реализации программ Союзного государства.
Считать необходимым заслушать на заседаниях Совета Парламентского Собрания и сессиях Парламентского Собрания отчеты министерств и ведомств – государственных заказчиков союзных программ.
5. Предложить Совету Министров Союзного государства в целях усиления информационной поддержки процесса единения Беларуси и России и объективного информирования народов двух государств о ходе строительства Союзного государства и деятельности органов Союзного государства:
6. В связи с отсутствием отлаженной процедуры выполнения решений органов Союзного государства в государствах-участниках, предложить Правительству Российской Федерации и Совету Министров Республики Беларусь рассмотреть возможность назначения лиц, ответственных за вопросы строительства Союзного государства.
7. В интересах организации эффективной исследовательской работы по актуальным вопросам союзного строительства предложить Совету Министров Союзного государства рассмотреть вопрос о создании научно-исследовательского центра (института) Союзного государства и внести соответствующие предложения в Высший Государственный Совет Союзного государства.
8. В целях подготовки специалистов для Союзного государства ускорить работу по принятию программы «Формирование и развитие единого образовательного пространства Союзного государства», предусмотрев в ней решение ряда социальных вопросов (медицинское обслуживание, проезд к месту учебы и другие) для студентов, обучающихся как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.
9. Рекомендовать Совету Парламентского Собрания, парламентам Российской Федерации и Республики Беларусь в целях усиления взаимодействия в международных организациях потребовать неукоснительного выполнения их представителями выработанной единой линии в интересах Союза Беларуси и России.
10. Предложить Высшему Государственному Совету Союзного государства усилить контроль за ходом выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений.
11. Принять Обращение Парламентского Собрания Союза Беларуси и России к на-родам и президентам России и Беларуси.
6. О работе по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства.
(В.А. Попов, Г. Н. Селезнев, Г.И. Тихонов, А.В. Ваганов, В.А. Попов, С.В. Вавилов, В.Н. Степанов, А.И. Лукьянов)
Парламентское Собрание постановляет:
1. Принять к сведению информацию Председателя Парламентского Собрания Г.Н. Селезнева и первого заместителя Председателя Парламентского Собрания В.А. Попова о работе по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства.
2. Рекомендовать сопредседателям российско-белорусской комиссии по подготовке Конституционного Акта использовать в процессе деятельности комиссии разработанный в Парламентском Собрании проект Конституционного Акта, а также предложения экспертов по его дальнейшему совершенствованию.
7. Об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за первое полугодие 2002 года.
(В.А. Попов, П.П. Бородин, А.В. Ваганов, А.А. Сизов, А.И. Лукьянов, В.Н. Степа-нов, В.П. Никитин, В.Н. Захарченко, С.В. Антуфьев, С.М. Заболотец, В.П. Хрол)
Парламентское Собрание постановляет:
1. Принять к сведению, что отчет об исполнении бюджета Союзного государства за первое полугодие 2002 года поступил в Парламентское Собрание 14 октября текущего года.
2. Констатировать, что по доходам бюджет Союзного государства в первом полугодии исполнен в сумме 934,2 млн. российских рублей (82,2 процента от объема, преду-смотренного утвержденной росписью), в том числе отчисления государств-участников составили 913,1 млн. российских рублей (82,4 процента утвержденных назначений), из них отчисления Российской Федерации – 820,4 млн. российских рублей (100 процентов утвержденных назначений), отчисления Республики Беларусь – 92,7 млн. российских рублей (32,2 процента утвержденных назначений).
3. Принять к сведению тот факт, что исполнение бюджета в части осуществления расходов за отчетный период составило всего 608,2 млн. российских рублей (53,5 процента утвержденных назначений), при этом исполнение по кассовым расходам – только 220,0 млн. российских рублей (19,5 процента утвержденных назначений).
Отметить, что при исполнении бюджета за отчетный период трансферты в Респуб-лику Беларусь составили в сумме 127,4 млн. российских рублей (100 процентов утвер-жденных назначений), трансферты в Российскую Федерацию – лишь 22,7 млн. российских рублей (15,7 процента утвержденных назначений).
4. Отметить, что одной из причин отмеченных в пунктах 2 и 3 настоящего постановления негативных фактов является несвоевременное выполнение следующих положений бюджета Союзного государства на 2002 год:
Неисполнение положений бюджета в части утверждения Перечня мероприятий по разделам «Международная деятельность», «Здравоохранение и физическая культура» и «Социальная политика» (статья 10) также ведет к угрозе срыва исполнение бюджета по этим разделам в целом за 2002 год.
5. Рекомендовать Совету Министров Союзного государства рассмотреть вопросы:
6. Предложить Высшему Государственному Совету и Совету Министров Союзного государства рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц По-стоянного Комитета, допустивших нарушение Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства в части осуществления мероприятий Союзного государ-ства, а также финансирования утвержденных программ Союзного государства в 2002 году.
8. О ходе бюджетного процесса в Союзном государстве в 2002 году.
(В.А. Попов, П.П. Бородин, А.В. Ваганов, А.А. Сизов, А.И. Лукьянов, В.Н. Степа-нов, В.П. Никитин, В.Н. Захарченко, С.В. Антуфьев, С.М. Заболотец, В.П. Хрол)
Парламентское Собрание постановляет:
1. Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за девять месяцев 2002 года и оператив-ную информацию (без кассового исполнения) за десять месяцев текущего года.
Отметить, что отчисления из национальных бюджетов государств-участников в бюджет Союзного государства на 2002 год за десять месяцев составили 1 671 743 тыс. российских рублей (65 процентов годовых бюджетных назначений), в том числе Российской Федерацией – 1 388 744 тыс. российских рублей (83 процента годовых бюджетных назначений), Республикой Беларусь – 282 998,9 тыс. российских рублей (31,4 процента годовых бюджетных назначений); процентные платежи за ранее предоставленные бюджетные кредиты поступили в доходную часть бюджета в объеме 66 305,8 тыс. российских рублей (95,6 процента годовых бюджетных назначений).
2. Констатировать, что предоставленная Постоянным Комитетом информация о кассовом исполнении бюджета за девять месяцев текущего года (только 60 процентов от пе-речисленных сумм) свидетельствует о необходимости существенного повышения эффективности взаимодействия государственных заказчиков и Постоянного Комитета с исполнителями программ.
Предложить комиссиям Парламентского Собрания рассмотреть вопрос об эффективности механизма взаимодействия государственных заказчиков и исполнителей профильных программ Союзного государства с участием представителей государственных заказчиков и Постоянного Комитета.
3. Предложить Совету Министров Союзного государства рассмотреть вопрос о причинах неисполнения положений Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства в части утверждения мероприятий Союзного государства, приведших к угрозе срыва исполнения бюджета по разделам «Здравоохранение и физическая культура», «Международная деятельность» и «Социальная политика», и принять меры, направленные на устранение этих причин.
4. Направить в соответствии со статьями 79, 80 и 82 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2001 год в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь для осуществления процедуры проведения внешней проверки отчета и подготовки соответствующего заключения.
5. Рекомендовать Совету Министров Союзного государства на ближайшем заседа-нии рассмотреть вопрос «О продлении исполнения бюджета Союзного государства на 2002 год до 25 января 2003 года», в случае зачисления взносов государствами-участниками Союзного государства в бюджет Союзного государства после 20 декабря 2002 года.
6. Обратиться в Счетную Палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь с просьбой проверить исполнение бюджета Союзного государства в части своевременного зачисления финансовых средств правительствами государств – участников Союзного государства.
9. О Плане-графике работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2003 год.
(В.А. Попов, В.А. Аксенов, Б.С. Биккинин)
Парламентское Собрание постановляет:
1. Утвердить План-график работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и Рос-сии на 2003 год.
2. Поручить Секретариату Парламентского Собрания по согласованию с комиссиями Парламентского Собрания ежеквартально вносить необходимые коррективы в настоящий План-график работы Парламентского Собрания.
10. О Плане международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2003 год.
(В.А. Попов, Н.И. Чергинец)
Парламентское Собрание постановляет:
1. Утвердить План международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2003 год с учетом состоявшегося обсуждения.
2. Возложить контроль за реализацией Плана международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2003 год на Комиссию Парламентского Собрания по вопросам внешней политики.
11. Об образовании рабочей группы Парламентского Собрания по сотрудничеству с Межпарламентским Союзом (МПС) и рабочей группы Парламентского Собрания по взаимодействию с Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС).
(В.А. Попов, Н.И. Чергинец)
Парламентское Собрание постановляет:
На основании предложений Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики образовать:
1. Рабочую группу по сотрудничеству с Межпарламентским Союзом (МПС) в следующем составе:
2. Рабочую группу по взаимодействию с Парламентской Ассамблеей Черноморско-го экономического сотрудничества (ПАЧЭС) из членов Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики в следующем составе:
3. Поручить руководство рабочей группой по сотрудничеству с МПС заместителю председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Лушкину Леониду Александровичу, руководство рабочей группой по взаимодействию с ПАЧЭС члену Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Колесникову Виктору Михайловичу.
4. В случае вхождения в состав официальной делегации Парламентского Собрания одного из руководителей Парламентского Собрания или председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики возлагать руководство делегацией на него.
12. О двадцать второй сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
(Г.Н. Селезнев)
Парламентское Собрание постановляет:
1. Провести двадцать вторую сессию Парламентского Собрания в первом квартале 2003 года.
2. Совету Парламентского Собрания с учетом предложений комиссий Парламентского Собрания сформировать повестку двадцать второй сессии и уточнить дату и место ее проведения.
Председатель Парламентского Собрания Г.Н. Селезнев