Роль парламентской дипломатии в решении актуальных вопросов международной повестки дня
Версия для печатиСборник докладов участников парламентских слушаний
«Роль парламентской дипломатии в решении актуальных вопросов международной повестки дня»
28 июня 2019 года, г.Санкт-Петербург
Участники парламентских слушаний: «Роль парламентской дипломатии в решении актуальных вопросов международной повестки дня», проведенных совместно Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности, при участии представителей экспертного сообщества,
- признавая особую роль парламентской дипломатии как института, обеспечивающего широкую повестку представления мнений и оценок граждан-избирателей, поддержание прямого политического диалога органов законодательной власти суверенных государств по актуальным вопросам международной повестки дня, включая проблемы обеспечения глобальной и региональной безопасности,
- рассматривая деятельность институтов парламентской дипломатии как составную часть работы органов власти современного государства по защите национальных интересов, развитию международного сотрудничества и правопорядка, продвижению экономических интересов и формированию благоприятного имиджа государства,
- принимая во внимание постоянное изменение внешних форм и внутреннего содержания парламентской дипломатии, отражающее динамику развития политических процессов на внутригосударственном уровне и на международной арене,
- отдавая должное достижениям Союзного государства как примеру практической реализации наиболее глубоких форм интеграции суверенных держав на пространстве Содружества Независимых Государств, «дипломатизации» парламентской деятельности, активизации парламентских усилий на международном треке, где сочетаются уважение к национальным интересам и постоянный поиск инновационных форм сотрудничества в политической, экономической, социальной и других сферах,
- подчеркивая существенную и постоянно возрастающую роль, которую ОДКБ на протяжении четверти столетия своей истории играет в обеспечении национальной, коллективной и региональной безопасности государств-участников,
- отмечая настойчивые попытки отдельных государств Запада игнорировать или односторонне интерпретировать нормы сформировавшейся в период после окончания “холодной войны” системы международного права, разрушить базовые элементы современной архитектуры глобальной стабильности, отвергнуть принцип неделимости безопасности как фундаментальную основу развития системы равноправных межгосударственных отношений в Евразии и во всем мире,
- считаясь с фактами развернутой некоторыми государствами информационно-психологической войны, наращивания и совершенствования инфраструктуры военного присутствия военного блока НАТО на рубежах Восточно-Европейского региона коллективной безопасности, стремления сохранить очаг нестабильности на Украине, потенциальной угрозы деградации обстановки в Кавказском регионе, действий террористических и экстремистских организаций на границах государств Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОДКБ,
- отмечая важное значение модельного законодательства в реализации сотрудничества государств - участников ОДКБ по формированию их международно-правовой базы,
- учитывая итоги проведенных по проблематике парламентской дипломатии мероприятий научно-представительского характера, состоявшихся при участии депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также депутатов Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности,
считают необходимым в своих рекомендациях:
1. Подчеркнуть особую миссию межпарламентского сотрудничества как института представительной демократии, позволяющего вести прямой диалог между законодательными органами, наделенными правом выступать от имени народов соответствующих государств, взаимодействующего с другими структурами поддержания порядка и обеспечения управления на международной арене в деле решения актуальных вопросов мировой политики, а также контроля за соблюдением действующих норм международного права.
2. Констатировать опасный характер тенденции к поляризации системы межгосударственных отношений и жесткой обособленности инструментов классической дипломатии прежних эпох без использования механизмов, ассоциируемым с парламентской дипломатией, которые обладают высоким потенциалом консолидации государственных усилий по формированию объективного представления о внутренней и внешней политике стран – участниц Союзного государства и ОДКБ в международном информационном пространстве, а также трансляции существующих в их государствах-участниках мнений и оценок по актуальным международным проблемам.
3. Приветствовать тот факт, что национальные парламенты, сочетая черты, присущие официальной дипломатии (легитимный статус) и публичной дипломатии (трансляция общественных настроений и интересов, экспертных оценок), используют свои ключевые функции (законотворческую, контрольную, организационную и публично-представительскую) для все более активного вовлечения в процесс формулирования государствами и международными организациями политической позиции, а также принятия конкретных решений на национальном, региональном и глобальном уровнях по актуальным вопросам международной повестки дня.
4. Выразить озабоченность приверженностью отдельных государств к ассоциированию внутрипартийных интересов с деятельностью международных парламентских и межпарламентских организаций, считать недопустимым попытки решения национальных внутриполитических проблем в рамках деятельности международных организаций.
5. Отметить ключевое значение основных конституционных принципов, соблюдение которых является непременным условием для поддержания партнерских связей и углубления сотрудничества национальных парламентов на международной арене: народовластия, разделения властей, идеологического и политического плюрализма, а для многонациональных государств – федерализма; принцип верховенства закона носит универсальный характер и соблюдается всеми сторонами, участвующими в межпарламентском сотрудничестве на пространстве СНГ.
6. Выразить уверенность в позитивном значении становления парламентской дипломатии как средства усиления взаимопонимания между странами, развития всего комплекса дипломатии, представительства своего народа и повышения демократической легитимности межправительственных институтов; парламентская дипломатия в сочетании с традиционной дипломатией является механизмом взаимодействия национальных парламентов, ориентированным на выработку представительными органами власти сбалансированного подхода, сочетающего защиту национальных интересов и уважительное отношение к деятельности по защите своих интересов другими членами международного сообщества; прямой диалог парламентариев способен сохранить доверие и связи между народами, не позволяет разрушить межгосударственные отношения вводимыми в нарушение норм международного права односторонними санкциями, в том числе направленными против самих парламентариев.
7. Призвать более широко использовать парламентскую дипломатию в сочетании с дипломатией экспертного сообщества для демократизации международных отношений, рассматривая ее как инструмент, который способен уравновесить усилия некоторых государств и отдельных политиков, склонных злоупотреблять негосударственной природой глобализационных процессов и расшатывать суверенитеты; парламентская дипломатия может уверенно противостоять расширению санкционного произвола, будучи подкрепленной не только национальными интересами, историческими традициями и здравым смыслом, но и волей избравших свои парламенты граждан.
8. Отметить, что постоянно совершенствующиеся и расширяющиеся ресурсы парламентской дипломатии способны укреплять доверие между странами, оказывать сдерживающее влияние на динамику подрывающих международную стабильность явлений и процессов; эти ресурсы необходимо привлекать для решения важнейших проблем современного мира, включая вопросы военной безопасности, разрешения конфликтов и постконфликтного урегулирования, развития международного права, повышения роли национальных парламентов в преодолении угроз международного терроризма, в борьбе с нелегальной миграцией, перевозкой наркотиков и оружия, в противодействии организованной преступности, гармонизации подходов суверенных государств к решению социально-экономических и гуманитарных проблем, представляющих интерес для всего человечества.
9. Констатировать существенную роль органов межпарламентского сотрудничества в становлении региональных интеграционных объединений государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, в качестве авторитетных субъектов международных отношений, деятельность которых направлена на укрепление национальной, коллективной и международной безопасности, противодействие возведению новых барьеров, препятствующих международному сотрудничеству, реализации базовых интересов современного мирового сообщества.