Снопков призвал задуматься над новыми мерами защиты рынка Союзного государства

Версия для печати
Источник: СБ Беларусь cегодня (sb.by)
15.06.2023

На рынок Союзного государства стали активно заходить азиатские производители. Сегодня Беларуси и России необходимо задуматься над тем, как сохранить ...

На рынок Союзного государства стали активно заходить азиатские производители. Сегодня Беларуси и России необходимо задуматься над тем, как сохранить собственное производство. На это обратил внимание первый заместитель Премьер-министра нашей страны Николай Снопков в ходе Петербургского международного экономического форума.

«СБ»

Как отметил Николай Снопков, новая парадигма мировой торговли, в которой так важно совершенствование технологий, неразрывно связана с инвестициями и цифровизацией.

- Рассматривая эту тему, а именно встречные потоки капитала, вынужден констатировать, что вклад взаимных инвестиций несоразмерен. При значительном превышении размера экономики России объемы белорусских инвестиций в Россию превышают объемы российских инвестиций в Беларусь. Об этом говорит показатель отношения иностранных инвестиций к ВВП: в Беларуси 7% ВВП идет в российскую экономику в виде инвестиций. Обратно из РФ - только 0,2%, - констатировал спикер.

При этом доля РФ в прямых инвестициях на чистой основе в два раза меньше, чем общий их объем. К тому же 70-80% российских вложений - это долговые инструменты, добавил первый вице-премьер. Сегодня основная цель - качественно изменить структуру инвестиционных отношений в интересах общего союзного развития в контексте совместного технологического суверенитета, подчеркнул Николай Снопков.

- Технологический суверенитет, сохранение и развитие конструкторско-технологических компетенций двух стран неразрывно связаны с темой защиты внутреннего рынка. Внешний контур заставляет активизироваться, помнить про растущую конкуренцию, на данный момент уже с Востока. Мы сегодня наблюдаем экспансию восточных партнеров и  на белорусском, и  на российском рынках автомобильной и грузовой техники, - рассказал Николай Снопков.

При этом он обратил внимание на тот факт, что динамика действительно пугающая:

- За три месяца 2022 года доля брендов в сегменте грузовой техники из КНР в России составляла всего 9,5%, за три месяца 2023 года увеличилась до почти 58%. При этом рынок теряют как белорусские, так и российские производители. МАЗ снизил свое присутствие на российском рынке в этот период с 8,9% до 3,5%. КамАЗ тоже снизил свое присутствие на российском рынке с 38% до почти 17%.

Свою лепту в это внесли и западные санкции, добавил первый вице-премьер.

- Дилеры начали искать новых поставщиков в Азии. Но зачастую наши партнеры более оперативно реагируют на сигналы потребителей о необходимости усовершенствования моделей, ритмично отгружают поставки запчастей, предоставляют более гибкие схемы оплаты, обеспечивают более высокий уровень оснащенности и эргономичности при такой же цене. По всем фронтам идет агрессивная экспансия. Но что будет потом? Мы все прекрасно понимаем, что потом ценник пойдет вверх. И нам с этим нужно будет жить, - подчеркнул Николай Снопков.

Он призвал задуматься о том, как сохранить собственное производство. - Речь не просто о повышении импортных пошлин, где у нас, по сути, и поля для маневра особого нет. Я имею в виду антидемпинговые и спецзащитные меры. Здесь должны реагировать не только регуляторы и отраслевики, но и национальные производители, у которых есть право голоса в этом вопросе и необходимые полномочия для инициирования соответствующих расследований. Считаю необходимым в рамках нашей работы поручить промышленным ассоциациям и крупнейшим производителям совместно проанализировать ситуацию, подумать над необходимостью запуска новых системных мер защиты внутреннего рынка. Второе направление защиты - это объединение компетенций. Очевидна необходимость выхода на совместные отраслевые среднесрочные программы, - отметил спикер.