Собственность Союзного государства: вопросы организации учета и управления

Версия для печати
21-22 мая 2024 года,
Минск

21 и 22 мая 2024 года в г. Минске состоялось заседание постоян­но действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Собственность Союзного государства: вопросы организации учета и управления».

В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ответственные должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания, представители органов исполнительной власти и органов управления России и Беларуси, научной обществен­ности, разработчики и исполнители программ Союзного государства, представители средств массовой информации.

Участники семинара отметили следующее:

Средства бюджета Союзного государства более чем на 95 процен­тов используются для финансирования совместных российско-бело­русских программ, проектов и мероприятий. Объединение ресурсов и их скоординированное использование позволяют при относительно небольших финансовых вложениях обеспечивать возрождение и раз­витие отдельных производств и целых отраслей; рационально решать крупные социально-экономические проблемы как регионального, так и общегосударственного значения в части проведения научно-ис­следовательских, производственных, технологических, опытно-кон­структорских, организационно-хозяйственных и природоохранных работ; осуществлять финансирование военно-технического сотруд­ничества и совместной правоохранительной деятельности; успешно реализовывать социально значимые проекты для России и Беларуси, в том числе в сфере патриотического воспитания молодежи.

Всего за период 1998-2023 годов реализовано около ста программ, подпрограмм и проектов Союзного государства, в результате выпол­нения которых приобреталось имущество, создавалась собственность Союзного государства.

Участники семинара констатировали, что:

документом, положившим начало созданию института собствен­ности Союзного государства, является Договор о создании Союзного государства, подписанный в г. Москве 8 декабря 1999 года (далее — Договор). Договором заложены базовые принципы владения, пользова­ния и распоряжения имуществом Союзного государства — движимым и недвижимым, и установлено, что владение, пользование и рас­поряжение движимым и недвижимым имуществом осуществляется на основании нормативных правовых актов Союзного государства (статья 9 Договора); управление собственностью Союзного государ­ства относится к исключительному ведению Союзного государства (статья 17 Договора) и осуществляется Советом Министров Союзного государства в соответствии со статей 46 Договора.

В соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 г. № 31 обособленный учет имуще­ства, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства, возложен на Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество Республики Беларусь) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), и  в со­ответствии с национальным законодательством с 2015 года осущест­вляется обмен данными об имуществе Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В Российской Федерации для организации работы по обособлен­ному учету имущества Союзного государства принято постанов­ление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 841 «Об организации обособленного учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпро­грамм, проектов и мероприятий Союзного государства, и  о внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению го­сударственным имуществом».

В Республике Беларусь учет имущества Союзного государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке формиро­вания и актуализации государственного информационного ресурса «Единый реестр имущества», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2020 г. № 667 «О ме­рах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 168».

Участники семинара подчеркнули, что:

дальнейшее урегулирование вопросов собственности осуществля­лось в рамках реализации положений раздела 6 «Унификация граждан­ского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства» Основных направлений реализации положении Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы, ут­вержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6, предусматривающих принятие нормативных правовых актов (акта) Союзного государства, регулиру­ющих отношения по поводу союзной собственности, устанавливаю­щих объекты прав союзной собственности, основания таких прав, по­рядок осуществления защиты прав собственности, а также отношения, связанные с осуществлением иных имущественных прав, и создание единого механизма учета союзной собственности.

В настоящее время общие вопросы управления союзной собствен­ностью остаются неурегулированными, что, безусловно, является сдерживающим фактором в увеличении доходной части бюджета Союзного государства за счет поступающих неналоговых доходов от ее использования. И здесь особое внимание должно быть уделено учету и оценке результатов реализации союзных программ и проектов, поскольку они содержат значительную долю интеллектуальной соб­ственности, направленной на обеспечение приоритетных направлений развития Союзного государства, разработке нормативно-правового, методологического и программного обеспечения инвентаризации, учета, оценки и управления собственностью, а также отработке меха­низмов вовлечения ее в хозяйственный оборот.

Принятие Резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2 «Об урегулировании вопросов

собственности Союзного государства» стало новым шагом в развитии института собственности Союзного государства.

Придавая исключительно важное значение выработке научно обо­снованных предложений по нормативно-правовому регулированию вопросов союзной собственности, созданию единого механизма учета и управления имуществом Союзного государства, созданию в рамках Союзного государства единого правового пространства для обеспече­ния сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, участ­ники заседания семинара выработали следующие рекомендации:

Совету Министров Союзного государства совместно с профиль­ными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь предложить:

  • определить механизмы передачи результатов союзной собственно­сти (в том числе интеллектуальной) в целях получения коммерческих результатов. Действующий механизм лицензирования дополнить воз­можностью отчуждения результатов интеллектуальной собственности;
  • разработать единую терминологию в отношении объектов союзной собственности (в том числе интеллектуальной), расширив ее с уче­том современных реалий, создаваемых искусственным интеллектом и нейросетями;
  • сформировать перечень информации, которая при разработке объ­ектов интеллектуальной собственности подпадает под понятие охра­няемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и др.);

сформировать нормативно-правовую базу в сфере управления ис­ключительными правами в цифровой среде и подготовить соответ­ствующее соглашение о взаимодействии России и Беларуси в данной сфере в рамках Союзного государства;

  • проработать системные меры по обеспечению ценовой политики в отношении результатов интеллектуальной собственности, передавае­мых другим лицам на основании соответствующих лицензий в рамках Союзного государства;
  • в вопросах охраны результатов интеллектуальной собственности: необходимо продолжить работу по гармонизации законодательства в вопросах интеллектуальной собственности Союзного государ­ства с таможенным законодательством Евразийского экономическо­го союза для внесения объектов интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС);

Госкомимуществу Республики Беларусь и Росимуществу со­вместно с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь — при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу союзной собственности, учесть необходимость внедрения механизма использования промежуточных результатов (материальных активов), полученных в результате выполнения государственных контрактов (договоров), при реализации иных государственных контрактов (до­говоров) в рамках программ, в том числе механизма передачи матери­альных активов между организациями — исполнителями программ.

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Беларусь, Федеральной налоговой службе, Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь — раз­работать положение о порядке отчислений в бюджет Союзного госу­дарства доходов от использования имущества Союзного государства (включая интеллектуальную собственность), переданного организа­циями и предприятиями для владения, пользования и распоряжения.

Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Национальному центру интеллектуальной собствен­ности (Республика Беларусь):

разработать нормативный документ по правовым аспектам исполь­зования искусственного интеллекта в экономике России и Беларуси на базе ведущих российских и белорусских вузов;

для обеспечения свободного перемещения товаров и сохранения равных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъ­ектов в рамках общего рынка Союзного государства предложить вы­работать основанную на фиксированном наборе объективно измеряе­мых показателей процедуру признания приобретения различительной способности обозначениями, заявляемыми на регистрацию в качестве товарных знаков;

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

поручить профильным комиссиям Парламентского Собрания рас­смотреть в 2025 году итоги проведения инвентаризации имущества Союзного государства, проведенной Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;

регулярно заслушивать Постоянный Комитет Союзного государства как орган, ответственный за учет имущества Союзного государства, о результатах инвентаризации имущества Союзного государства.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter