Собственность Союзного государства: вопросы организации учета и управления
Версия для печати21 и 22 мая 2024 года в г. Минске состоялось заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Собственность Союзного государства: вопросы организации учета и управления».
В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ответственные должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания, представители органов исполнительной власти и органов управления России и Беларуси, научной общественности, разработчики и исполнители программ Союзного государства, представители средств массовой информации.
Участники семинара отметили следующее:
Средства бюджета Союзного государства более чем на 95 процентов используются для финансирования совместных российско-белорусских программ, проектов и мероприятий. Объединение ресурсов и их скоординированное использование позволяют при относительно небольших финансовых вложениях обеспечивать возрождение и развитие отдельных производств и целых отраслей; рационально решать крупные социально-экономические проблемы как регионального, так и общегосударственного значения в части проведения научно-исследовательских, производственных, технологических, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и природоохранных работ; осуществлять финансирование военно-технического сотрудничества и совместной правоохранительной деятельности; успешно реализовывать социально значимые проекты для России и Беларуси, в том числе в сфере патриотического воспитания молодежи.
Всего за период 1998-2023 годов реализовано около ста программ, подпрограмм и проектов Союзного государства, в результате выполнения которых приобреталось имущество, создавалась собственность Союзного государства.
Участники семинара констатировали, что:
документом, положившим начало созданию института собственности Союзного государства, является Договор о создании Союзного государства, подписанный в г. Москве 8 декабря 1999 года (далее — Договор). Договором заложены базовые принципы владения, пользования и распоряжения имуществом Союзного государства — движимым и недвижимым, и установлено, что владение, пользование и распоряжение движимым и недвижимым имуществом осуществляется на основании нормативных правовых актов Союзного государства (статья 9 Договора); управление собственностью Союзного государства относится к исключительному ведению Союзного государства (статья 17 Договора) и осуществляется Советом Министров Союзного государства в соответствии со статей 46 Договора.
В соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 г. № 31 обособленный учет имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства, возложен на Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество Республики Беларусь) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), и в соответствии с национальным законодательством с 2015 года осуществляется обмен данными об имуществе Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В Российской Федерации для организации работы по обособленному учету имущества Союзного государства принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 841 «Об организации обособленного учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, и о внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».
В Республике Беларусь учет имущества Союзного государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и актуализации государственного информационного ресурса «Единый реестр имущества», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2020 г. № 667 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 168».
Участники семинара подчеркнули, что:
дальнейшее урегулирование вопросов собственности осуществлялось в рамках реализации положений раздела 6 «Унификация гражданского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства» Основных направлений реализации положении Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6, предусматривающих принятие нормативных правовых актов (акта) Союзного государства, регулирующих отношения по поводу союзной собственности, устанавливающих объекты прав союзной собственности, основания таких прав, порядок осуществления защиты прав собственности, а также отношения, связанные с осуществлением иных имущественных прав, и создание единого механизма учета союзной собственности.
В настоящее время общие вопросы управления союзной собственностью остаются неурегулированными, что, безусловно, является сдерживающим фактором в увеличении доходной части бюджета Союзного государства за счет поступающих неналоговых доходов от ее использования. И здесь особое внимание должно быть уделено учету и оценке результатов реализации союзных программ и проектов, поскольку они содержат значительную долю интеллектуальной собственности, направленной на обеспечение приоритетных направлений развития Союзного государства, разработке нормативно-правового, методологического и программного обеспечения инвентаризации, учета, оценки и управления собственностью, а также отработке механизмов вовлечения ее в хозяйственный оборот.
Принятие Резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2 «Об урегулировании вопросов
собственности Союзного государства» стало новым шагом в развитии института собственности Союзного государства.
Придавая исключительно важное значение выработке научно обоснованных предложений по нормативно-правовому регулированию вопросов союзной собственности, созданию единого механизма учета и управления имуществом Союзного государства, созданию в рамках Союзного государства единого правового пространства для обеспечения сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, участники заседания семинара выработали следующие рекомендации:
Совету Министров Союзного государства совместно с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь предложить:
- определить механизмы передачи результатов союзной собственности (в том числе интеллектуальной) в целях получения коммерческих результатов. Действующий механизм лицензирования дополнить возможностью отчуждения результатов интеллектуальной собственности;
- разработать единую терминологию в отношении объектов союзной собственности (в том числе интеллектуальной), расширив ее с учетом современных реалий, создаваемых искусственным интеллектом и нейросетями;
- сформировать перечень информации, которая при разработке объектов интеллектуальной собственности подпадает под понятие охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и др.);
сформировать нормативно-правовую базу в сфере управления исключительными правами в цифровой среде и подготовить соответствующее соглашение о взаимодействии России и Беларуси в данной сфере в рамках Союзного государства;
- проработать системные меры по обеспечению ценовой политики в отношении результатов интеллектуальной собственности, передаваемых другим лицам на основании соответствующих лицензий в рамках Союзного государства;
- в вопросах охраны результатов интеллектуальной собственности: необходимо продолжить работу по гармонизации законодательства в вопросах интеллектуальной собственности Союзного государства с таможенным законодательством Евразийского экономического союза для внесения объектов интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС);
Госкомимуществу Республики Беларусь и Росимуществу совместно с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь — при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу союзной собственности, учесть необходимость внедрения механизма использования промежуточных результатов (материальных активов), полученных в результате выполнения государственных контрактов (договоров), при реализации иных государственных контрактов (договоров) в рамках программ, в том числе механизма передачи материальных активов между организациями — исполнителями программ.
Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Беларусь, Федеральной налоговой службе, Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь — разработать положение о порядке отчислений в бюджет Союзного государства доходов от использования имущества Союзного государства (включая интеллектуальную собственность), переданного организациями и предприятиями для владения, пользования и распоряжения.
Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Национальному центру интеллектуальной собственности (Республика Беларусь):
разработать нормативный документ по правовым аспектам использования искусственного интеллекта в экономике России и Беларуси на базе ведущих российских и белорусских вузов;
для обеспечения свободного перемещения товаров и сохранения равных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъектов в рамках общего рынка Союзного государства предложить выработать основанную на фиксированном наборе объективно измеряемых показателей процедуру признания приобретения различительной способности обозначениями, заявляемыми на регистрацию в качестве товарных знаков;
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:
поручить профильным комиссиям Парламентского Собрания рассмотреть в 2025 году итоги проведения инвентаризации имущества Союзного государства, проведенной Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
регулярно заслушивать Постоянный Комитет Союзного государства как орган, ответственный за учет имущества Союзного государства, о результатах инвентаризации имущества Союзного государства.