Состояние и основные направления развития информационной безопасности Союзного государства в условиях современных вызовов и угроз

Версия для печати
27 – 28 апреля 2022 года,
Минск

27 – 28 апреля 2022 года в г. Минске состоялось шестьдесят седьмое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Тема заседания — «Состояние и основные направления развития информационной безопасности Союзного государства в условиях современных вызовов и угроз».

Основные цели семинара:

  • обсуждение состояния действующего законодательства в сфере информационной безопасности и поиск путей его совершенствования;
  • обмен практическим опытом и инновационными технологиями обеспечения информационной безопасности и противодействия современным вызовам и угрозам на территории Союзного государства;
  • согласование и гармонизация научных и практических подходов к проблемам обеспечения международной, региональной и национальной информационной безопасности.

Проанализировав состояние информационной безопасности Союзного государства, формы, методы, средства выявления и про­гнози­рования возможных угроз, участники семинара выработали рекомендации, призванные способствовать сосредоточению усилий силовых структур Беларуси и России в поиске направлений совершенствования обеспечения информационной безопасности Союзного государства и разработке методов и способов повышения ее эффективности, в том числе разработке Концепции информационной безопасности Союзного государства. Как положительный фактор было отмечено, что в Республике Беларусь и Российской Федерации близится к завершению работа по экспертной проработке и подготовке к процедуре межведомственного согласования компетентными ведомствами России и Беларуси проекта данной Концепции.

Участники семинара были едины во мнении, что обеспечение информационной безопасности Союзного государства включает в себя в первую очередь нормативно-правовое регулирование, обеспечивающее единые правовые, организационные, методологические подходы к вопросу развития сотрудничества в рамках поддержания информационной безопасности, а также гармонизацию, унификацию и сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в данной сфере.

По мнению участников семинара, в современных геополитических условиях безопасность информационного пространства Союзного государства отвечает жизненно важным интересам Беларуси и России, а сотрудничество Беларуси и России в информационной сфере является одним из важных направлений обеспечения информационной безопасности Союзного государства, позволяет эффективно противодействовать деструктивному влиянию недружественных государств.

По итогам состоявшегося обсуждения и  с целью дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению информационной безопасности Союзного государства участники семинара рекомендуют министерствам и ведомствам Республики Беларусь (Государственному секретариату Совета Безопасности, Комитету государственной безопасности, Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь, Следственному комитету, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Министерству иностранных дел, Министерству информации, Министерству связи и информатизации, Министерству образования, Белорусскому институту стратегических исследований) и Российской Федерации (Совету Безопасности, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Министерству юстиции, Министерству науки и высшего образования, Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю) в соответствии с их компетенцией и сферой ответственности:

  • приступить к реализации комплекса неотложных мер по гармонизации законодательства государств-участников в целях формирования единой правовой основы Союзного государства по обеспечению информационной безопасности (в том числе интеграции информационных систем, технологий распределенных реестров, цифровой идентификации, в том числе биометрической, и других), обеспечивающей не только формирование единого информационно-правового пространства, но и создание единой информационной системы, гарантирующей правовую информированность всех субъектов белорусско-российского общества, ее достоверность и эффективное противодействие любой дезинформации («фейкам» и тому подобному);
  • в целях снижения уязвимости информационной безопасности Союзного государства от политических и экономических санкций оперативно принять меры по законодательному оформлению его независимой информационной инфраструктуры на основе суверенных информационных платформ, критических объектов информационной безопасности, обеспечивающих национальные интересы двух государств, в том числе в области таможенных, налоговых, финансовых институтов (например, платежно-расчетных отношений, резервирования активов и так далее), минимизации угроз со стороны недружественных стран, международных организаций и объединений;
  • осуществить правовое оформление синхронизации единого технологического пространства и научно-технических программ Союзного государства по обеспечению информационной безопасности с национальными планами по импортозамещению (импортовытеснению) и их реализации;
  • в целях надежной защиты цифрового и информационного пространства Беларуси и России, формирования стабильных условий его развития, стимулирования и поддержки научно-исследовательских работ и инвестиций, создания новых и модернизации существующих производственных мощностей принять правовые акты Союзного государства по формированию единой системы организации научных исследований и эффективного внедрения их результатов, использования результатов интеллектуальной деятельности, подготовки научно-технических кадров;
  • обеспечить сохранение достигнутого научного уровня и его дальнейшее поступательное развитие, в частности, путем формирования правовой регламентации научной деятельности государств-участников с учетом развития конвергентных информационных технологий (в том числе нано-, биоинженерных, информационно-коммуникационных, когнитивных и других) и сопутствующего им роста вызовов и угроз вмешательства во внутренние дела государств, использования таких технологий в военных, террористических, экономических и других целях;
  • создать общие стандарты образования в области информационной безопасности с согласованными приоритетами, в том числе едиными требованиями для подготовки специалистов в этой области в рамках Союзного государства;
  • предприятиям и организациям — разработчикам и производителям программного обеспечения и программно-аппаратных средств, иным организациям и специалистам Республики Беларусь, занимающимся вопросами информационной безопасности, принять участие в наполнении Банка данных угроз ФСТЭК России информацией об уязвимостях и угрозах в соответствии с утвержденным Регламентом, а также в использовании сведений из этого Банка в практической деятельности по защите информационных ресурсов Беларуси;
  • учесть изложенную участниками семинара информацию при внесении изменений и дополнений в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь;
  • проработать вопрос совместной подготовки магистров по направлению «Информационная безопасность» в рамках программы двойных дипломов;
  • качественно и целенаправленно применять новые информационные технологии;
  • повысить активность союзных средств массовой информации (Телерадиовещательная организация Союзного государства, газеты «Союзное вече» и «СОЮЗ. Беларусь – Россия», журнал «Союзное государство») в объективном освещении вопросов информационной безопасности Союзного государства;
  • повысить персональную ответственность за выполнение Плана мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2021 – 2025 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июля 2020 г. № 6;
  • уделить особое внимание повышению конкурентоспособности национальных и общесоюзных средств массовой информации, что может быть достигнуто через совместное производство высококачественного контента и формирование современной системы медиаизмерений;
  • осуществлять оперативное противодействие информационными структурами Союзного государства целенаправленному негативному информационному воздействию на органы власти и население государств-участников со стороны недружественных стран, а также со стороны некоторых национальных и националистических средств массовой информации;
  • обеспечить принятие действенных мер противодействия информационной экспансии зарубежных стран, в том числе по поддержке государствами-участниками международных соглашений, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен;
  • проработать создание механизма, обеспечивающего защиту журналистов от влияния на их профессиональную позицию властных структур, а также защиту граждан Союзного государства от искаженного освещения в СМИ интеграционных процессов, происходящих в Союзном государстве;
  • проработать возможность разработки и внедрения отечественных информационных технологий, разработки и использования отечественных программных и аппаратных средств в рамках выполнения научно-технических и инновационных программ и проектов;
  • приступить к созданию единой нормативной базы, сочетающей в себе национальные правовые требования и межгосударственный интерес в функционировании сети Интернет, поскольку посредством разработки общего комплекса правовых, организационных и технических мер, выработанных с учетом их возможной адаптации к актуальным рискам кибербезопасности, может быть обеспечен необходимый уровень безопасности информационных систем.

Реализация изложенных рекомендаций представляется возможной в рамках концептуального документа Союзного государства в области информационной безопасности, определяющего как дефиницию и составляющие понятия «информационная безопасность Союзного государства», так и силы и средства, правовые механизмы, вызовы, угрозы и риски, приоритетные направления развития информационной безопасности.

Участники семинара выражают уверенность в том, что выработанные рекомендации послужат упрочению эффективного партнерства Беларуси и России в сфере обеспечения информационной безопасности Союзного государства, будут способствовать его дальнейшему развитию.

Рекомендации утверждены Решением Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью от 25 мая 2022 года № 2 (110) – 4 и Решением Комиссии
Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи от 20 июня 2022 года № 1 (1) – 6.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter