Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической и гуманитарной сферах ЧАСТЬ II
Версия для печати
Рекомендации шестьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в гуманитарной сфере»
(7–8 сентября 2021 года, г. Смоленск, Российская Федерация)
7–8 сентября 2021 года в г. Смоленске проведена вторая часть шестьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Тема заседания — «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в гуманитарной сфере».
В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — Парламентское Собрание), члены Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (далее — Молодежная палата при Парламентском Собрании), представители министерств и ведомств, молодежных организаций, научных учреждений двух стран, а также Администрации и молодежных организаций Смоленской области. В режиме видео-конференц-связи на заседании представили свои доклады представители Брянской, Гомельской, Могилевской и Псковской областей.
Совершенствование правовых основ в рамках Союзного государства в гуманитарной области охватывает такие сферы, как труд и занятость, пенсионное и социальное обеспечение, оказание медицинской помощи и образование.
При участии депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и в рамках реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы профильные министерства и ведомства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также органы Союзного государства осуществляли следующую деятельность:
- мониторинг общего рынка труда и содействие мобильности рабочей силы на территории Союзного государства. Согласованная деятельность Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации была направлена на обеспечение функционирования и развития общего рынка труда в целях повышения занятости, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время в рамках Союзного государства уже созданы условия для повышения экономической и социальной эффективности занятости населения путем обеспечения равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, организован доступ к сформированным банкам вакансий, способствующий повышению территориальной мобильности рабочей силы;
- совершенствование законодательства по охране труда, установление гармонизированных норм в сфере охраны труда и методологических подходов к оценке условий труда и управлению профессиональными рисками. Государствами-участниками проведена большая работа по установлению единых требований к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве. Сформирована соответствующая законодательная база, обеспечивающая унификацию законодательства в этой сфере, в частности, реализуются процедуры оценки условий труда и управления профессиональными рисками на рабочих местах, при этом предоставление унифицированного состава гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях труда осуществляется в зависимости от уровня воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах. Кроме того, на постоянной основе организован обмен нормативными правовыми актами, устанавливающими требования охраны труда, а также требования по обеспечению работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, на постоянной основе реализуются мероприятия по улучшению качества и эффективности применения средств индивидуальной защиты;
- обеспечение социальной защиты граждан Союзного государства в рамках реализации норм Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Налаженный механизм взаимодействия компетентных органов Республики Беларусь и Российской Федерации по осуществлению Договора позволяет гражданам, не выезжая в государство, где они работали, оформлять и получать пенсию от этого государства по месту своего жительства;
- расширение категорий граждан, которым может предоставляться бесплатная медицинская помощь;
- дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств — участников Договора о создании Союзного государства. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования Республики Беларусь осуществляют постоянный мониторинг изменений в системах образования России и Беларуси. Помимо прочего, работа этих министерств направлена на обеспечение сопоставимости образовательных программ и сроков получения образования; унификацию специальностей и квалификаций профессионального образования. Существующая в настоящее время нормативная база в целом обеспечивает равные возможности для учащихся двух стран на доступное и качественное образование на уровнях общего среднего образования. В рамках Союзного государства выдерживаются согласованные подходы к содержанию и срокам получения образования, обеспечивается взаимное признание документов об образовании. Сформированная нормативная база и меры по организации и срокам проведения приемных кампаний в вузы Беларуси и России позволяют гражданам государств-участников поступать на равных условиях на первый курс в вузы двух стран для обучения по программам бакалавриата и специалитета.
В результате состоявшегося обсуждения было констатировано, что одной из основных целей молодежной политики в рамках Союзного государства является формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям. В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание и образование признаны одними из основополагающих факторов в обеспечении устойчивого социально-экономического развития наших стран.
Была отмечена значительная работа, проделанная органами Союзного государства, государственными органами двух стран по реализации мероприятий Союзного государства, двусторонних и внутригосударственных мероприятий, направленных на реализацию целей и задач молодежной политики. Была также одобрена активная работа молодежных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации в области патриотического воспитания и образования, трудовой социализации, в реализации совместных проектов для молодежи Беларуси и России.
Участники заседания пришли к заключению, что значительное число вопросов в гуманитарной сфере нормативно урегулировано, тем не менее сохраняются вопросы, требующие нормативного правового регулирования.
В связи с этим участниками заседания выработаны следующие Рекомендации:
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России способствовать:
- проведению в рамках Союзного государства согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения;
- гармонизации и сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области социальной политики в целях обеспечения комфортного пребывания граждан одного государства-участника на территории другого государства-участника, предоставления на территориях государств-участников максимально возможного объема равных прав и свобод (национального режима) для граждан другого государства-участника.
Во взаимодействии с Молодежной палатой при Парламентском Собрании, Постоянным Комитетом Союзного государства, государственными органами и молодежными организациями двух стран:
- с учетом понимания того, что общая история несет в себе духовную ценность, которая объединяет белорусский и российский народы, — активно способствовать организации патриотического воспитания и образования молодежи с целью сохранения культурно-нравственных ориентиров и укрепления духовного единства народов Беларуси и России;
- способствовать трудовой социализации молодежи как одному из эффективных способов противодействия внешнему вмешательству, направленному на политическую дестабилизацию;
- поддержать инициативу Молодежной палаты при Парламентском Собрании о проведении ежегодного белорусского-российского образовательного форума, который способствовал бы укреплению межрегионального сотрудничества и позволял бы выявить новых молодых лидеров, деятельность которых будет направлена на строительство и развитие Союзного государства;
- поддержать предложение Молодежной палаты при Парламентском Собрании о рассмотрении возможности создания системы компенсации части стоимости путевок для молодежи и школьных туристических групп при осуществлении поездок в формате патриотического туризма в рамках Союзного государства (по аналогии с программами кэшбэка для внутреннего туризма в Российской Федерации);
- шире вовлекать в проект Молодежной палаты при Парламентском Собрании «Цифровая звезда» молодежь Смоленской и Псковской областей, г. Москвы и Московской области, а также других регионов Российской Федерации, которые в настоящее время участвуют в проекте недостаточно активно;
- поддержать предложение Министерства просвещения Российской Федерации о проведении совместного конкурса среди обучающихся Российской Федерации и Республики Беларусь, направленного на развитие краеведческой исследовательской деятельности;
- рассмотреть возможность внесения в Закон Республики Беларусь «О туризме» и в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» изменений, закрепляющих понятие патриотического туризма с целью создания возможностей для стимулирования указанной деятельности;
- переходить от мер по организации и прямой государственной поддержке молодежных проектов к мерам, направленным на поддержку самостоятельной деятельности активной молодежи, а также на расширение использования средств грантов для реализации проектов молодежной направленности;
- активизировать деятельность молодежных организаций по перевоспитанию и социализации молодых людей, совершивших противоправные действия либо находящихся в трудных социальных условиях;
- принять возможные меры по скорейшему снятию временных ограничений на пересечение автомобильной границы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, поскольку эти ограничения являются сдерживающим фактором для проведения совместных молодежных мероприятий, в том числе в формате молодежного патриотического туризма;
- шире использовать цифровой формат для распространения информации (социальные сети, каналы в мессенджерах, видеоблоги и так далее), содействовать созданию цифрового контента для его размещения на сетевых ресурсах;
- рассмотреть возможность создания единого электронного ресурса, содержащего информацию о молодежных мероприятиях в Союзном государстве с целью расширения возможностей для молодежи участвовать в проектах, проводимых на территориях двух стран;
- шире задействовать возможности Молодежной палаты при Парламентском Собрании и Российско-Белорусского союза молодежи при осуществлении совместных белорусско-российских проектов;
- активнее привлекать к патриотическим проектам молодежь сопредельных стран, как это делается в формате Международного молодежного лагеря «Бе-Lа-Русь».
Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения Российской Федерации:
- вести мониторинг в целях выработки предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей равный доступ граждан Республики Беларусь и Российской Федерации к оказанию медицинской помощи и услугам лечебно-оздоровительных учреждений;
- с учетом складывающейся в Беларуси и России эпидемиологической ситуации в связи с новой коронавирусной инфекцией, а также мерами, принимаемыми для противодействия ее распространению, — содействовать обеспечению охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организации своевременной и всеобъемлющей лечебно-профилактической помощи, подготовки и переподготовки кадров медицинских работников, в том числе и высшей квалификации, развитию медицинской науки, оптимизации использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов.
Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения функционирования и развития общего рынка труда в целях повышения занятости, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Министерству образования Республики Беларусь, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, молодежным организациям двух стран:
- направить усилия на организацию раннего просвещения молодежи о состоянии рынка труда с целью предупреждения формирования у молодых людей ошибочных представлений о востребованности отдельных профессий;
- принять меры по формированию заинтересованности молодежи в обучении по рабочим специальностям, наиболее востребованным на рынке труда;
- считать целесообразной активизацию двустороннего сотрудничества в формате сотрудничества образовательных организаций высшего и среднего специального образования в целях организации студенческих обменов и иных мероприятий для молодежи;
- шире использовать форму студенческих отрядов для содействия трудовой социализации и патриотическому воспитанию и образованию молодежи в рамках Союзного государства;
- рассмотреть возможность использования в Российской Федерации опыта Республики Беларусь по гарантированию предоставления выпускникам государственных учреждений образования первого рабочего места;
- принимать меры по организации обучения и повышения квалификации специалистов, занимающихся молодежной политикой на региональном уровне;
- принимать меры, направленные на противодействие оттоку студентов и молодых специалистов в иностранные государства.