Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической и гуманитарной сферах

30 – 31 августа 2021 года,
Орша

30 – 31 августа 2021 года в Орше прошло очередное заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической и гуманитарной сферах». В качестве ведущего заседания семинара выступил председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Артем Туров.

В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств и ведомств Беларуси и России, исполнительных органов власти областей Российской Федерации и органов управления административно-территориальных образований Республики Беларусь, представители научно-исследовательских и образовательных учреждений, деловых кругов и экспертного сообщества. В режиме видео-конференц-связи на заседании выступили представители Брянской, Витебской, Гомельской, Могилевской, Псковской и Смоленской областей.

Участники семинара выступили с докладами, в которых были представлены основные показатели торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси, состояние и перспективы межрегионального взаимодействия, вопросы совместной деятельности по развитию импортозамещения, наращиванию научно-технических связей, совершенствованию нормативно-правовой базы.

В процессе обсуждения участники заседания обратили внимание на необходимость дальнейшего последовательного расширения белорусско-российского взаимодействия на приграничных территориях России и Беларуси. Был выявлен ряд проблем, снижающих эффективность межрегионального сотрудничества. Определены наиболее важные направления по совершенствованию совместной деятельности в экономической сфере.

С учетом состоявшегося обмена мнениями выработаны Рекомендации, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию приграничного и межрегионального экономического сотрудничества в рамках Союзного государства. Итоговый документ, содержащий практические рекомендации, будет направлен министерствам и ведомствам двух государств, другим заинтересованным структурам.


Рекомендации шестьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической и гуманитарной сферах»


Часть 1. Экономическая сфера
(30 – 31 августа 2021 года, г. Орша)

30–31 августа 2021 года в г. Орше состоялась первая часть шестьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Тема заседания – «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической сфере».

В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств и ведомств Беларуси и России, органов управления административно-территориальных образований Республики Беларусь и исполнительных органов власти областей Российской Федерации, представители научных учреждений двух стран.

Участники заседания рассмотрели следующие актуальные вопросы:

  • приоритеты экономической политики в инновационных областях деятельности государств – участников Союзного государства в контексте формирования единого экономического пространства;
  • инвестиционная политика в Республике Беларусь и Российской Федерации; взаимодействие Беларуси и России в сфере импортозамещения продовольствия: организационные и правовые проблемы;
  • основные направления и перспективы приграничного и межрегионального экономического сотрудничества.

Участники заседания отметили, что межрегиональное взаимодействие является одной из важнейших составных частей согласованной экономической политики Республики Беларусь и Российской Федерации. Оно способствует успешному функционированию в наших странах социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели экономики. Благодаря этому происходит:

  • поступательное социально-экономическое развитие регионов, гарантирующее, в свою очередь, повышение уровня жизни и благосостояния населения;
  • постепенное формирование приграничного рынка труда с целью рационального использования трудовых ресурсов;
  • содействие развитию взаимодействия по линии малого и среднего предпринимательства;
  • упрощение взаимодействия органов управления административно-территориальных образований Республики Беларусь и исполнительных органов власти областей Российской Федерации, а также деловых кругов двух стран;
  • повышение эффективности использования производственной и социальной инфраструктуры областей Республики Беларусь и регионов Российской Федерации;
  • увеличение объемов взаимовыгодной межрегиональной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между субъектами межрегионального сотрудничества.

В ходе заседания было отмечено, что в белорусско-российских приграничных районах наблюдается активная инвестиционная деятельность. Создаются совместные производства с участием белорусского и российского капитала.

Анализ положения дел в экономической сфере приграничного сотрудничества выявил наличие ряда проблем, снижающих эффективность сотрудничества, таких как неравномерность социально-экономического развития регионов, отсутствие системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования, и других.

В рамках Союзного государства проводится последовательная, планомерная работа по углублению экономической интеграции и формированию реально интегрированного социально-экономического пространства двух стран.

В немалой степени этому способствовало принятие и успешная реализация двух документов, определивших приоритетные направления и  первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу — соответственно на 2014–2017 и 2018–2022 годы.

Последний по времени документ, Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, был утвержден постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 19 июня 2018 г. № 3. Согласно его положениям соответствующие министерства и ведомства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также органы Союзного государства осуществляли следующую деятельность, направленную, в том числе, на формирование экономических основ межрегионального взаимодействия:

  • проведение согласованной макроэкономической политики. Ежегодно разрабатываются среднесрочные прогнозы развития экономик Республики Беларусь и Российской Федерации. При подготовке данных документов компетентные органы сторон осуществляют необходимое взаимодействие. Утвержденные прогнозы (постановления о принятии) публикуются в странах в соответствии с их национальным законодательством;
  • реализация согласованной промышленной политики, предполагающая координацию, формирование и реализацию планов по импортозамещению государств — участников Договора о создании Союзного государства. С этой целью Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством промышленности Республики Беларусь сформировали Рабочую группу по импортозамещению и промышленности;
  • организация кооперационных связей предприятий государств — участников Договора о создании Союзного государства в области высоких технологий и инноваций.

Одним из действенных механизмов сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере высоких технологий и инноваций является:

  • совместное выполнение союзных научно-технических программ;
  • формирование единого научно-технологического пространства, предусматривающее разработку и реализацию программ и проектов Союзного государства в области науки, техники и технологий;
  • повышение эффективности и дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества. На этом направлении союзного строительства предусматривается расширение практики заключения соглашений о сотрудничестве между региональными торгово-промышленными палатами России и Беларуси, совместного проведения в регионах-партнерах выставок-ярмарок и других мероприятий, направленных на развитие и диверсификацию взаимной торговли. Продолжается практика ежегодного проведения Форума регионов России и Беларуси.

Вместе с тем участники заседания отметили, что на эффективность межрегионального взаимодействия продолжают негативно влиять оставшиеся нерешенными отдельные проблемы, отмеченные в рекомендациях Форума приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества (28–29 ноября 2018 г., г. Брянск). Среди них:

  • отсутствие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, о перспективных научно-технических разработках, отсутствие налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах;
  • недостаточное развитие финансовых механизмов, которые служили бы привлечению инвестиций, развитию кооперационных связей;
  • необеспеченность равного доступа к кредитным ресурсам и осуществлению закупок для государственных нужд;
  • несоответствие в системах налогообложения на приграничных территориях.

С учетом состоявшегося в ходе заседания обсуждения выработаны следующие Рекомендации, реализация которых призвана способствовать дальнейшему развитию правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической сфере.

Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации, Совету Министров Союзного государства:

  1. В рамках осуществления единой промышленной политики Союзного государства рассмотреть целесообразность:
  • подготовки совместных программ развития в сфере межрегионального сотрудничества, а также совместных проектов в научно-технической и инновационных сферах;
  • реализации межрегиональных программ импортозамещения и стимулирования экспорта;
  • выстраивания согласованной политики государственной поддержки предприятий промышленности;
  • принятия на уровне Союзного государства мер по включению товаров, производимых на территории Российской Федерации совместными предприятиями, в системы региональной и федеральной поддержки производителей, использованию потенциала общего рынка и стимулированию экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны;
  • создания Единой информационной системы промышленности Союзного государства.
  1. В связи с ростом удаленной занятости в ходе реализации согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения принять меры, направленные на урегулирование статуса работника, проживающего на территории одного государства — участника Союзного государства и удаленно работающего у работодателя, зарегистрированного на территории другого государства-участника, в целях и обеспечения социальной защищенности такого работника, определения места уплаты налога на доходы физических лиц (для Российской Федерации) либо подоходного налога с физических лиц (для Республики Беларусь).
  2. Принять возможные меры по содействию скорейшей реализации резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 г. № 3 «Об отмене роуминга на территории Союзного государства».
  3. В рамках работы по принятию нормативных правовых актов (акта) Союзного государства, регулирующих отношения по вопросам союзной собственности, проработать вопрос о закреплении за Союзным государством прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в рамках научно-технических программ Союзного государства, и выработке соответствующих механизмов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, закрепленных законодательно.

 

Совету Министров Союзного государства:

  • Организовать системную работу по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях предоставления гражданам возможности заключения договоров страхования, предусматривающих покрытие страховых случаев на всей территории Союзного государства либо только на территории государства регистрации транспортного средства (по выбору страхователя) в соответствии с Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 16 июня 2021 г. № LX — 6 «О возможности распространения действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в Республике Беларусь и Российской Федерации, на всю территорию Союзного государства»;
  • в ходе работы над проектом Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 – 2026 годы рассмотреть возможность разработки Концепции развития приграничного и межрегионального сотрудничества в рамках Союзного государства.

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

  • Активизировать работу по гармонизации и сближению законодательства России и Беларуси в гражданско-правовой, налоговой, таможенной, банковской, миграционной и других сферах с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
  • рассмотреть возможность разработки проекта модельного законодательного акта об основах приграничного сотрудничества;
  • организовать разработку проекта модельного законодательного акта «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленного на унификацию законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в данной 83 сфере с целью создания комфортных условий для трансграничных поездок граждан, в том числе для развития делового сотрудничества;
  • принять возможные меры по содействию скорейшей реализации резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 г. № 3 «Об отмене роуминга на территории Союзного государства»;
  • осуществлять текущий мониторинг реализации рекомендаций парламентских слушаний на тему «Обеспечение равных условий субъектам хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации» (8 июня 2018 года, г. Калининград).

Министерству экономики Республики Беларусь и Министерству экономического развития Российской Федерации:

В целях осуществления единой структурной макроэкономической политики:

  • обеспечивать благоприятные общеэкономические условия для приграничного и межрегионального сотрудничества;
  • развивать действующее национальное законодательство в части более четкого определения правовой основы развития различных форм приграничного и межрегионального сотрудничества, компетенции региональных и местных властей в контексте совершенствования правовой базы действующей системы местного управления и самоуправления.

Министерствам финансов Беларуси и России:

  1. В рамках осуществления союзной программы по гармонизации налогового и таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничеству в таможенной сфере — содействовать гармонизации и унификации налогообложения, действующего на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации, в том числе затрагивающего трансграничное перемещение товаров, работ и услуг, а также рабочей силы.
  2. В процессе адаптации бюджетного процесса Союзного государства к текущим задачам развития интеграционных отношений в рамках Союзного государства предусмотреть зачисление доходов от использования собственности Союзного государства в доходную часть бюджета Союзного государства.
  3. Организовывать и оказывать государственную поддержку в совместном финансировании программ по различным направлениям приграничного и межрегионального сотрудничества.

Министерству промышленности Республики Беларусь и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

В процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в целях реализации единой промышленной политики Союзного государства — обеспечить формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, определяющей инновационный тип развития экономики государств-участников. С этой целью положения упомянутых нормативных правовых актов должны стимулировать:

  • внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции, научно-технических результатов и объектов, разработанных в рамках выполнения научно-технических программ Союзного государства;
  • создание и развитие совместных производств в рамках приграничного и межрегионального сотрудничества;
  • внедрение в сфере промышленности импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Региональным органам власти:

Рассмотреть возможность разработки совместных проектов на уровне местных властей по обустройству транспортной инфраструктуры придорожным сервисом;

  • содействовать развитию приграничных связей между субъектами хозяйствования и некоммерческими организациями в пределах приграничной территории на основе заключенных контрактов;
  • рассмотреть возможность разработки специального комплекса мер по стимулированию производственной кооперации, расширению участия субъектов хозяйствования одной стороны сотрудничества в региональных программах, реализуемых другой стороной.
  • Участники заседания семинара выражают уверенность в том, что рекомендации, выработанные по итогам работы, будут способствовать законодательному обеспечению приграничного и межрегионального взаимодействия Беларуси и России в экономической сфере и содействовать его дальнейшему развитию.

7 – 8 сентября 2021 года в Смоленске прошло очередное заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в экономической и гуманитарной сферах». В работе приняли участие председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Артём Туров, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева, депутаты Парламентского Собрания Сергей Клишевич и Виктор Чайчиц. Вместе с депутатами в мероприятии приняли участие поедставители министерств и ведомств Беларуси и России, Администрации Смоленской области, члены Молодёжной палаты при Парламентском Собрании, руководители молодёжных общественных объединений двух стран. В режиме видео-конференц-связи на заседании выступили представители Брянской, Гомельской, Могилёвской и Псковской областей.

В ходе заседания были представлены доклады о состоянии и перспективах сотрудничества молодёжных организаций Беларуси и России, о реализации совместных гуманитарных проектов и мероприятий, о взаимодействии приграничных регионов Беларуси и России в сфере патриотического воспитания и развитии молодёжного туризма. Также были озвучены предложения по вопросам нормативно-правового регулирования трудоустройства молодёжи и обеспечения занятости выпускников средних и высших учебных заведений в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Участники семинара определили основные задачи двустороннего взаимодействия в рамках Союзного государства в области гуманитарного приграничного и межрегионального сотрудничества, отметили особую актуальность в современных социально-экономических условиях деятельности по организации патриотического воспитания молодёжи.

По мнению участников мероприятия, подтверждается эффективность деятельности органов Союзного государства и государственных органов двух стран по реализации мероприятий Союзного государства в гуманитарной сфере, а также мер государственной поддержки молодёжи и деятельности, направленной на патриотическое воспитание. Вместе с тем, молодёжным объединениям Беларуси и России предложено активнее участвовать в разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на развитие гуманитарного сотрудничества в Союзном государстве.

По общему мнению участников заседания, активизация сотрудничества Беларуси и России в гуманитарной сфере, а также расширение форм взаимодействия при реализации проектов в области культуры, науки, образования, спорта и туризма будут способствовать углублению интеграции в рамках Союзного государства, сохранению культурно-нравственных ценностей и духовного единства народов Беларуси и России.

Проведение мероприятия в Смоленске стало продолжением совместной работы депутатов и экспертов на заседании семинара при Парламентском Собрании в Орше, где были обсуждены вопросы развития сотрудничества Беларуси и России в сфере экономики.

С учетом состоявшегося обмена мнениями выработаны Рекомендации, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию приграничного и межрегионального экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках Союзного государства. Итоговый документ, содержащий практические рекомендации, будет направлен министерствам и ведомствам двух государств, другим заинтересованным структурам.

В рамках мероприятий семинара в городе Смоленске депутаты Парламентского Собрания встретились с руководством области, ознакомились с деятельностью Смоленского государственного университета спорта, а также в городском Сквере Памяти Героев почтили память защитников Отечества, возложили цветы к Вечному огню.

Постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства был создан по инициативе союзных парламентариев и начал работу в 2006 году. Традиционно семинар собирает представителей научных кругов, сторонников интеграции Беларуси и России. Формат мероприятия позволяет детально рассмотреть актуальные вопросы сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. Высокий профессиональный уровень участников семинара позволяет вырабатывать решения по вопросам дальнейшего развития белорусско-российских отношений.


Рекомендации шестьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в гуманитарной сфере»


(7–8 сентября 2021 года, г. Смоленск, Российская Федерация)

7–8 сентября 2021 года в г. Смоленске проведена вторая часть шестьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Тема заседания — «Совершенствование правовых основ межрегионального взаимодействия в рамках Союзного государства в гуманитарной сфере».

В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — Парламентское Собрание), члены Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (далее — Молодежная палата при Парламентском Собрании), представители министерств и ведомств, молодежных организаций, научных учреждений двух стран, а также Администрации и молодежных организаций Смоленской области. В режиме видео-конференц-связи на заседании представили свои доклады представители Брянской, Гомельской, Могилевской и Псковской областей.

Совершенствование правовых основ в рамках Союзного государства в гуманитарной области охватывает такие сферы, как труд и занятость, пенсионное и социальное обеспечение, оказание медицинской помощи и образование.

При участии депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и  в рамках реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы профильные министерства и ведомства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также органы Союзного государства осуществляли следующую деятельность:

  • мониторинг общего рынка труда и содействие мобильности рабочей силы на территории Союзного государства. Согласованная деятельность Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации была направлена на обеспечение функционирования и развития общего рынка труда в целях повышения занятости, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время в рамках Союзного государства уже созданы условия для повышения экономической и социальной эффективности занятости населения путем обеспечения равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, организован доступ к сформированным банкам вакансий, способствующий повышению территориальной мобильности рабочей силы;
  • совершенствование законодательства по охране труда, установление гармонизированных норм в сфере охраны труда и методологических подходов к оценке условий труда и управлению профессиональными рисками. Государствами-участниками проведена большая работа по установлению единых требований к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве. Сформирована соответствующая законодательная база, обеспечивающая унификацию законодательства в этой сфере, в частности, реализуются процедуры оценки условий труда и управления профессиональными рисками на рабочих местах, при этом предоставление унифицированного состава гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях труда осуществляется в зависимости от уровня воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах. Кроме того, на постоянной основе организован обмен нормативными правовыми актами, устанавливающими требования охраны труда, а также требования по обеспечению работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, на постоянной основе реализуются мероприятия по улучшению качества и эффективности применения средств индивидуальной защиты;
  • обеспечение социальной защиты граждан Союзного государства в рамках реализации норм Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Налаженный механизм взаимодействия компетентных органов Республики Беларусь и Российской Федерации по осуществлению Договора позволяет гражданам, не выезжая в государство, где они работали, оформлять и получать пенсию от этого государства по месту своего жительства;
  • расширение категорий граждан, которым может предоставляться бесплатная медицинская помощь;
  • дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств — участников Договора о создании Союзного государства. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования Республики Беларусь осуществляют постоянный мониторинг изменений в системах образования России и Беларуси. Помимо прочего, работа этих министерств направлена на обеспечение сопоставимости образовательных программ и сроков получения образования; унификацию специальностей и квалификаций профессионального образования. Существующая в настоящее время нормативная база в целом обеспечивает равные возможности для учащихся двух стран на доступное и качественное образование на уровнях общего среднего образования. В рамках Союзного государства выдерживаются согласованные подходы к содержанию и срокам получения образования, обеспечивается взаимное признание документов об образовании. Сформированная нормативная база и меры по организации и срокам проведения приемных кампаний в вузы Беларуси и России позволяют гражданам государств-участников поступать на равных условиях на первый курс в вузы двух стран для обучения по программам бакалавриата и специалитета.

В результате состоявшегося обсуждения было констатировано, что одной из основных целей молодежной политики в рамках Союзного государства является формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям. В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание и образование признаны одними из основополагающих факторов в обеспечении устойчивого социально-экономического развития наших стран.

Была отмечена значительная работа, проделанная органами Союзного государства, государственными органами двух стран по реализации мероприятий Союзного государства, двусторонних и внутригосударственных мероприятий, направленных на реализацию целей и задач молодежной политики. Была также одобрена активная работа молодежных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации в области патриотического воспитания и образования, трудовой социализации, в реализации совместных проектов для молодежи Беларуси и России.

Участники заседания пришли к заключению, что значительное число вопросов в гуманитарной сфере нормативно урегулировано, тем не менее сохраняются вопросы, требующие нормативного правового регулирования.

В связи с этим участниками заседания выработаны следующие Рекомендации:

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России способствовать:

  • проведению в рамках Союзного государства согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения;
  • гармонизации и сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области социальной политики в целях обеспечения комфортного пребывания граждан одного государства-участника на территории другого государства-участника, предоставления на территориях государств-участников максимально возможного объема равных прав и свобод (национального режима) для граждан другого государства-участника.

Во взаимодействии с Молодежной палатой при Парламентском Собрании, Постоянным Комитетом Союзного государства, государственными органами и молодежными организациями двух стран:

  • с учетом понимания того, что общая история несет в себе духовную ценность, которая объединяет белорусский и российский народы, — активно способствовать организации патриотического воспитания и образования молодежи с целью сохранения культурно-нравственных ориентиров и укрепления духовного единства народов Беларуси и России;
  • способствовать трудовой социализации молодежи как одному из эффективных способов противодействия внешнему вмешательству, направленному на политическую дестабилизацию;
  • поддержать инициативу Молодежной палаты при Парламентском Собрании о проведении ежегодного белорусского-российского образовательного форума, который способствовал бы укреплению межрегионального сотрудничества и позволял бы выявить новых молодых лидеров, деятельность которых будет направлена на строительство и развитие Союзного государства;
  • поддержать предложение Молодежной палаты при Парламентском Собрании о рассмотрении возможности создания системы компенсации части стоимости путевок для молодежи и школьных туристических групп при осуществлении поездок в формате патриотического туризма в рамках Союзного государства (по аналогии с программами кэшбэка для внутреннего туризма в Российской Федерации);
  • шире вовлекать в проект Молодежной палаты при Парламентском Собрании «Цифровая звезда» молодежь Смоленской и Псковской областей, г. Москвы и Московской области, а также других регионов Российской Федерации, которые в настоящее время участвуют в проекте недостаточно активно;
  • поддержать предложение Министерства просвещения Российской Федерации о проведении совместного конкурса среди обучающихся Российской Федерации и Республики Беларусь, направленного на развитие краеведческой исследовательской деятельности;
  • рассмотреть возможность внесения в Закон Республики Беларусь «О туризме» и  в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» изменений, закрепляющих понятие патриотического туризма с целью создания возможностей для стимулирования указанной деятельности;
  • переходить от мер по организации и прямой государственной поддержке молодежных проектов к мерам, направленным на поддержку самостоятельной деятельности активной молодежи, а также на расширение использования средств грантов для реализации проектов молодежной направленности;
  • активизировать деятельность молодежных организаций по перевоспитанию и социализации молодых людей, совершивших противоправные действия либо находящихся в трудных социальных условиях;
  • принять возможные меры по скорейшему снятию временных ограничений на пересечение автомобильной границы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, поскольку эти ограничения являются сдерживающим фактором для проведения совместных молодежных мероприятий, в том числе в формате молодежного патриотического туризма;
  • шире использовать цифровой формат для распространения информации (социальные сети, каналы в мессенджерах, видеоблоги и так далее), содействовать созданию цифрового контента для его размещения на сетевых ресурсах;
  • рассмотреть возможность создания единого электронного ресурса, содержащего информацию о молодежных мероприятиях в Союзном государстве с целью расширения возможностей для молодежи участвовать в проектах, проводимых на территориях двух стран;
  • шире задействовать возможности Молодежной палаты при Парламентском Собрании и Российско-Белорусского союза молодежи при осуществлении совместных белорусско-российских проектов;
  • активнее привлекать к патриотическим проектам молодежь сопредельных стран, как это делается в формате Международного молодежного лагеря «Бе-Lа-Русь».

Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  • вести мониторинг в целях выработки предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей равный доступ граждан Республики Беларусь и Российской Федерации к оказанию медицинской помощи и услугам лечебно-оздоровительных учреждений;
  • с учетом складывающейся в Беларуси и России эпидемиологической ситуации в связи с новой коронавирусной инфекцией, а также мерами, принимаемыми для противодействия ее распространению, — содействовать обеспечению охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организации своевременной и всеобъемлющей лечебно-профилактической помощи, подготовки и переподготовки кадров медицинских работников, в том числе и высшей квалификации, развитию медицинской науки, оптимизации использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения функционирования и развития общего рынка труда в целях повышения занятости, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Министерству образования Республики Беларусь, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, молодежным организациям двух стран:

  • направить усилия на организацию раннего просвещения молодежи о состоянии рынка труда с целью предупреждения формирования у молодых людей ошибочных представлений о востребованности отдельных профессий;
  • принять меры по формированию заинтересованности молодежи в обучении по рабочим специальностям, наиболее востребованным на рынке труда;
  • считать целесообразной активизацию двустороннего сотрудничества в формате сотрудничества образовательных организаций высшего и среднего специального образования в целях организации студенческих обменов и иных мероприятий для молодежи;
  • шире использовать форму студенческих отрядов для содействия трудовой социализации и патриотическому воспитанию и образованию молодежи в рамках Союзного государства;
  • рассмотреть возможность использования в Российской Федерации опыта Республики Беларусь по гарантированию предоставления выпускникам государственных учреждений образования первого рабочего места;
  • принимать меры по организации обучения и повышения квалификации специалистов, занимающихся молодежной политикой на региональном уровне;
  • принимать меры, направленные на противодействие оттоку студентов и молодых специалистов в иностранные государства.