Союзные крылья: что нам стоит самолет построить

Версия для печати
Источник: Sputnik - Беларусь (sputnik.by)
24.08.2023

Запуск проекта по белорусско-российскому самолету означает вступление Беларуси в клуб авиапроизводителей при поддержке России.

Завершение проектных работ по белорусско-российскому самолету планируется до конца 2023 года, сообщил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. Запуск проекта означает вступление Беларуси в клуб авиапроизводителей при поддержке России, с которой еще в июле в Екатеринбурге на выставке "Иннопром-2023" была подписана совместная комплексная программа в сфере авиастроения.

Прототип "Байкал"

Тогда же, в кулуарах выставки, вице-премьер, глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что двухмоторный легкий многоцелевой самолет будет коммерчески эксплуатироваться с 2028 года, а его сертификацию планируется завершить в 2027 году. В эфире телеканала ОНТ заместитель премьер-министра Беларуси Петр Пархомчик сообщил новые подробности проекта.

Он пояснил, что планируется производить легкий 12-местный самолет ЛМС-401, который находится на этапе разработки опытно-конструкторских работ, их ведут белорусские специалисты. Тогда как ранее заявлялось, что самолет будет 19-местным. Выпуск наладят на белорусской производственной базе. В создании самолета будут участвовать два белорусских предприятия: 407-й Минский завод гражданской авиации и 558-й авиационный ремонтный завод.

Более того, для производства ЛМС-401 потребуется строительство дополнительных производственных мощностей для механообработки и дополнительного корпуса, в котором будет осуществляться сборка. Как сказал Петр Пархомчик, оба белорусских предприятия уже вступили в тесную кооперацию с российскими предприятиями, которые производят другие летательные аппараты, самолеты.

Кроме того, белорусская сторона берет на себя обязательства по поставке и обработке определенных комплектующих, деталей на конвейеры Российской Федерации. Отдельные комплектующие будут поставляться в рамках российских проектов МС-21, Sukhoi Superjet. Что касается ЛМС-401, то он станет более габаритной версией российского ЛМС-901 "Байкал", рассчитанного на 7-9 мест.

"Байкал", кстати, планируют сертифицировать уже в 2024 году, а  в коммерческую эксплуатацию запустить в 2025-м. То есть белорусский ЛМС-401 запускается в производство с "опозданием" на три года. Выпускать его планируется и  для того, чтобы приобрести необходимые компетенции в области авиастроения. Так происходит вступление Беларуси в клуб авиапроизводителей.

В мае 2023 года на выставке HeliRussia-2023 заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров заявил, что совместный российско-белорусский самолет заменит чешский L-410. Самолет будет иметь неубирающееся шасси, рассчитан на максимальное снижение стоимости летного часа. В составе силовой установки нового самолета планируется использовать двигатель ВК-800, а комплекс бортового оборудования был разработан российским концерном "Радиоэлектронные технологии" в 2019 году.

Авионика и микросхемы

В настоящее время белорусские авиационные предприятия активно наращивают портфель российских заказов. Импортозамещение становится своего рода разминкой перед освоением полного цикла финишной сборки самолетов. При этом Беларусь не только предлагает России свои компетенции и возможности в авиастроительной отрасли, но и активно занимается поставками комплектующих для российского авиастроения.

"Казань, Ульяновск и вот следующая у нас поездка будет уже на уровне правительственной делегации в Иркутск. Мы хотим, лично пообщавшись, сформировать долгосрочные программы загрузки двух наших предприятий - 407-го, 558-го заводов", - говорит Дмитрий Крутой. Это те самые предприятия, которые участвуют в проекте производства белорусско-российского самолета.

По словам белорусского посла, определены модели российских самолетов, по которым сейчас ведется активная работа. МС-21 - около 1350 изделий и компонентов предложено российскими коллегами для производства в Беларуси. В отношении самолетов Ил-76 и Ил-78 различных модификаций сформирован портфель заказов для белорусских предприятий на более чем 2,1 тыс. изделий. В разработке - Ту-204, в отношении которого определено примерно 700 изделий, которые белорусская сторона готова импортозаместить.

"Первая тактическая задача - загрузить наши заводы до 2030 года этой компонентной базой по тем направлениям, которые существуют. Дальше премьер-министр поручил активно привлечь к этой истории не только непосредственно два наших профильных предприятия, но также "Интеграл" и "Горизонт". Они здесь должны найти свою нишу в сфере авионики, микросхем, жидкокристаллических панелей. Они сейчас тоже этим активно занимаются", - сказал посол. Наконец, третья и наиболее сложная задача, по его словам, состоит в том, чтобы создать в Беларуси финальную сборку самолета. Как видим, страна находится на пути ее решения.

Отвечая на вопрос о том, сколько времени потребуется на выпуск российско-белорусского самолета, Денис Мантуров пояснил: "Создание любого летательного аппарата зависит от того, на какой стадии находится технологический уровень, есть ли школа. Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси отработана технология производства компонентов и элементов. В России есть школа, включая школы производства всех систем и двигателей. Поэтому вместе мы сможем сократить сроки с традиционных 8 до 4-4,5, максимум 5 лет". Очевидно, что в результате реализации совместного с Россией проекта Беларусь перейдет на качественно новый уровень авиастроения.

Шины и тормоза

В условиях западных санкций импортозамещение для России, впрочем, как и  для Беларуси - жизненная необходимость, тем более в авиастроительной отрасли. Недавний пример: на днях стало известно, что в России, скорее всего, осенью отключат "авиационный SWIFT" - телекоммуникационные каналы, принадлежащие глобальному провайдеру услуг гражданской авиации, швейцарской компании SITA. И это может вызвать сложности в обеспечении международных перелетов.

Авиастроительная отрасль стала одним из маркеров технологического суверенитета. Так что активное встраивание белорусских предприятий в российские производственные цепочки выглядит более чем своевременным. Не в последнюю очередь благодаря этому в России удалось сохранить стабильную работу авиаотрасли и не утратить рыночные позиции.

Как пояснил Денис Мантуров, наиболее актуальным в нынешних условиях стал вопрос поддержания лётной годности самолетов SSJ-100. Всего у российских авиакомпаний их насчитывается 150 единиц. "Нам удалось не только избежать острого дефицита запчастей, но даже повысить показатели налета и сохранить регулярность вылетов на уровне 98%. Это хороший показатель и  в "штатной ситуации", а уж в текущих экстраординарных условиях тем более", - сказал Мантуров.

По его словам, прежде всего, получилось решить вопрос с шинами и тормозами. Эти агрегаты подвержены наибольшему износу. В России налажено их производство. Кроме того, удалось освоить ремонт 35 иностранных компонентов. Были налажены поставки материалов и изделий общего применения. Среди них авиамасла, смазка, спецжидкости.

Что касается более крупных систем самолета, то здесь главный акцент сделан на программу производства лайнера SSJ New, представляющего собой импортозамещенную версию Sukhoi Superjet 100. Многие такие системы подойдут и  для SSJ-100, при этом их установка не потребует изменений в конструкции. Уже начались полеты лайнера МС-21, перевозчиком является авиакомпания "Россия". Пока на линии только один самолёт, в течение 2023 года планируется добавить еще два.

Всего к 2030 году авиакомпаниям России передадут порядка 1000 отечественных самолетов. Из них примерно 500 придется на Объединенную авиастроительную корпорацию. 2023 год будет переходным от периода введения санкций и ухода иностранных производителей из России к новой модели развития. Так что новые самолеты будут уже полностью импортозамещенными с агрегатами и системами отечественного производства, в том числе, и белорусского.

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!

Также на Sputnik: