Создание собственного порта в России позволит снизить стоимость логистики для белорусского экспорта

Версия для печати
Источник: СБ Беларусь cегодня (sb.by)
05.06.2023

Маршрут успешно перестроен

В условиях санкционного давления со стороны Запада на Союзное государство логистический вопрос для экспортно ориентированной Беларуси встал достаточно остро. Ведь ранее в основном через порты балтийских стран поставлялись белорусские калийные удобрения на мировой рынок. Руководство страны оперативно начало прорабатывать альтернативные маршруты. И переориентировала свой экспорт на российские морские гавани. Правительства двух стран подписали соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, которые направляются на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Президент Беларуси заявлял, что наша страна в условиях санкционных ограничений может перенаправить экспорт калийных удобрений из Литвы в российские порты, в том числе в Мурманск, с последующей отправкой в Китай и Индию по Северному морскому пути.

«СБ»

Напомним, в феврале 2022 года президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о строительстве Беларусью собственного портового терминала. К слову, недавно Премьер-министр нашей страны Роман Головченко обсудил варианты строительства порта в Мурманске с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Руководитель Правительства отметил, что те, кто работает через Мурманск, избавлены от рисков, которые потенциально могут быть связаны с какими-то проблемами в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов.
Отметим, сегодня белорусские грузы переваливаются в 19 российских портах. Через них направляются нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, товары деревообработки.

Наша страна намеревается построить в России собственный морской порт, который будет функционировать как государственный, чтобы была возможность контролировать заход судов и владеть гарантированной гаванью для отправки собственных грузов.

- С введением собственного порта в эксплуатацию в России стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена, - отмечает председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Игорь Комаровский. - В условиях санкционного давления на Союзное государство данный шаг позволит не зависеть от инфраструктуры западных стран. В страны дальней дуги транспортировка отдельных видов белорусских грузов возможна только морским путем. Кроме этого, на повестке дня стоит задача строительства собственного порта. Российским экспортерам и производителям тоже надо вывозить свои грузы, а владение собственным портом избавляет от необходимости ожидания своей очереди.

Кроме того, по мнению Игоря Комаровского, собственные портовые мощности и терминалы можно развивать исключительно под потребности Беларуси.

- И мы сами сможем формировать тарифные и ценовые условия за обслуживание и использование портовой инфраструктуры. В итоге стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена.

К слову, Беларусь и Россия создают новые транспортно-логистические коридоры для развития экспортно-импортных связей. Это позволяет наращивать конкурентные преимущества для экономики Союзного государства и всего ЕАЭС, увеличивая доходы обоих государств и благосостояние их граждан. При помощи России Беларусь создает собственную портовую инфраструктуру и активно подключается к перспективным транспортно-логистическим коридорам, таким как «Север-Юг» и «Запад-Восток», которые связывают Союзное государство со странами Ближнего Востока, Азии и Африки.

- Актуальность вызвана в первую очередь необходимостью переориентации белорусских товарных потоков на восток и юг в направлении Средней и Центральной Азии. И это перспектива выхода на коридор «Север-Юг», - продолжает депутат. - Речь идет о наших экспортных грузах. Причем по всей номенклатуре. Она разная. И те, что перевозятся контейнерами, и те, что поездами. Выбираются наиболее оптимальные варианты с точки зрения транспортно-логистического плеча. Причем рассматриваются мультимодальные перевозки. Поэтому изучаются вопросы с точки зрения свободного доступа и необходимой пропускной способности через российскую транспортную инфраструктуру.