То, что мы делаем с вами совместно в сфере образования, дорогого стоит
Он принял участие в творческой встрече "100 вопросов лидеру".
- Михаил Владимирович, скажите, пожалуйста, с чего началась ваша карьера?
- Я по образованию учитель географии. Начинал обычным преподавателем, потом был директором школы, гимназии, заместителем главы администрации Октябрьского района Минска, курирующим социальные вопросы, в течение пяти лет - председателем комитета по образованию Мингорисполкома. Последние шесть лет до избрания меня депутатом, я руководил Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.
Ну, и сегодня я - член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и член Комиссии ПС по культуре, науке и образованию.
- Как вы пришли к тому, чтобы стать учителем?
- Наверное, в моей семье было принято поиграться в школьные журналы, вести дневники. И это бесследно не прошло. Но когда я выбрал университет, географический факультет, мой педагог сказала мне, что это невозможно. Но оказалось, что возможно.
- Михаил Владимирович, а все-таки на ваш выбор профессии учителя как-то повлияла учеба в школе? Может быть, вам настолько там не нравилось, что вы решили, вот я вырасту и все изменю?
- Нет-нет, ни в коем случае. Во-первых, хочу, чтобы все понимали, я учился достаточно хорошо и прилежно.
В то время, когда закончил школу, меня могли принять многие учреждения образования СССР, потому что в моем аттестате была одна единственная четверка – по русскому языку. И когда меня пригласили на 25-летие окончания школы, там была и моя учительница русского. А я уже тогда работал директором школы. Вышел, всех поприветствовал, ее добрым словом вспомнил. Никаких обид по отношению к родной школе за ту единственную «четверку», а в тот период, когда я ее заканчивал, серебряных медалей не давали, не было.
И учительница, сидевшая у меня за спиной, говорит: «Знаешь, я всегда думала, что ты все домашние сочинения списывал из тетрадок своей сестры, которая училась на пару лет старше». Я говорю: «Пробовал, не получилось. Там, где у нее было пять, вы ставили три. Поэтому я вынужден был научиться писать все сочинения сам». Но в любом случае, наверное, все это пошло на пользу.
А почему все-таки выбор пал именно на профессию педагога... Я, заканчивая географический факультет по специализации «туризм», мог по всему Советскому Союзу поехать по распределению, куда пожелаешь. Но я этого не сделал.
И когда меня на пятом курсе, уже фактически во время защиты диплома, пригласили в одну из школ города Минска поработать, потому что там ушел учитель, согласился. И в конце учебного года понял, что ничего искать больше не буду. Это мое, это то, что мне нравится. Я не только люблю свой предмет, я люблю общаться с детьми, быть с ними на равных. И это, собственно говоря, наверное, предопределило всю мою дальнейшую судьбу.
- А как вы справляетесь с профессиональным выгоранием, было ли оно у вас?
- Знаете, небольшой промежуток отпуска - это такая передышка, заряда которой хватает на дальнейшее время.
Главное, чтобы рядом была вся семья: дети, внуки, супруга. И два хобби: грибы, рыбалка. И я очень хорошо переключаюсь.
- Почему так мало совместных проектов среди заслуженных любительских коллективов в Беларуси и России?
- Я, наверное, соглашусь в той части, что мало. И, конечно, внесу предложение в Министерство культуры Республики Беларусь, чтобы было больше проектов на уровне детских и молодежных творческих коллективов.
Я, пожалуй, на сегодняшний день знаю один такой проект. Это наш молодежный симфонический оркестр. Я думаю, что, может, вы о нем еще и мало слышали, потому что много лет он то ли существовал, то ли нет. Но в 2023-м этот оркестр, в котором принимают участие студенты Академии музыки Беларуси и ребята из Российской Федерации, возродился. В прошлом году состоялись гастроли в Малом театре в Москве и в минской филармонии.
В этом году также будут проходить гастроли в третьем и в четвертом квартале.
- К сожалению, по моему мнению, национальная культура славян сейчас проседает под натиском уличного искусства. Не думаете ли вы, что ей стоит больше уделять внимания?
- Я не разделяю мнение о том, что славянская национальная культура проседает, потому что какое-то уличное искусство Европы, Америки, процветает. Наверное, в этом году мы, белорусы, показали, что как никогда сильны творческими коллективами. Мы показали это, когда проводили флеш-мобы, посвященные Дню освобождения Республики Беларусь, когда наши детские, молодежные коллективы приходили во дворы, туда, где проживают ветераны.
Они исполняли песни военной тематики. Это было так здорово! Я сам участвовал в такой акции. Думаю, что мы таким мероприятием можем заткнуть за пояс любую уличную западную культуру. Но то, что сегодня национальную культуру нужно, конечно, поднимать до определенного уровня, я согласен.
Но не надо ставить себе такую низкую оценку. Мы ни под кого не проседаем.
- Есть ли у вас какая-то идеальная модель системы образования, которая будет давать то, что необходимо, чтобы вырастить хорошего гражданина?
- Всегда говорили, что система образования Советского Союза была самой мощной. И мы сегодня тоже ставим задачу, чтобы системы образования России и Беларуси интегрировались, чтобы у нас были единые подходы. Поверьте, я, зная систему образования изнутри, могу сказать, что мы сохранили все то самое лучшее, что было в советские времена. И это правильно, как бы нас кто-то не упрекал в том, что мы куда-то там уходим в сторону от лучших методик и, может быть, каких-то инноваций. Ничего подобного. Я могу сказать, что все равно мы остаемся флагманами в образовании. И то, что мы делаем с вами совместно, поверьте, дорогого стоит. И этому могут позавидовать наши коллеги из других государств.
- Очень часто получается так, что ребенок, заканчивая седьмой класс музыкальной школы, в этот момент обучается в восьмом классе общеобразовательной школы. И если он решает дальше поступать в музыкальное учебное заведение, ему требуется ждать еще один год. Планируется ли внесение дополнительного года обучения в музыкальных школах на бюджетных условиях?
- Вопрос абсолютно справедливый, и не новый. Его мне задавали абитуриенты, поступающие в минский колледж имени Глебова. Получается, в течении года ребенку либо надо брать индивидуальные часы, либо идти в тот же колледж, который на платной основе может предоставить такую услугу.
Я пришел с этим вопросом в Министерство культуры Беларуси. И говорю, так что делать? За год можно или потерять навык игры на инструменте, или приходится идти тратить собственный капитал на то, чтобы получать индивидуальные занятия.
Мы договорились о том, что найдём некий консенсус в решении этого вопроса. Я сегодня не беру на себя смелость сказать, что завтра он будет уже решен, потому что там надо изменить целый ряд нормативных актов, а не только учебную документацию. Но эта тема очень интересна, и мы с Министерством культуры будем ей заниматься.
- О чем вы мечтаете, Михаил Владимирович? Может быть, о рыбалке и о грибах...
- Они бывают раз в год: рыбалка и грибы, - и все. Должны же мужчины как-то общаться в неформальной обстановке.
О чем я мечтаю? Наверное, самая простая мечта любого человека, чтобы в твоей семье все были здоровы. Я думаю, об этом думает каждый. Здоровье и мир, наверное, самое главное.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- То, что вы сегодня здесь, на этом финальном мероприятии, вы уже победители. Знаете что? Не сдавайтесь. Нужно всегда добиваться какого-то результата. Идите только вперед, будьте всегда целеустремленными, и тогда точно все получится.