Успех интеграции в равенстве условий

05.11.2020
Версия для печати
Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АНДРЕЙЧЕНКО уверен, что рамочные соглашения внутри Союзного государства и Единого экономического пространства должны подкрепляться конкретными межведомственными документами

– Владимир Павлович, какие правовые вопросы ещё предстоит решить на пути развития интеграции в рамках Союзного государства и Единого экономического пространства?

– Развитие интеграционных процессов не терпит застывших форм, в том числе правовых. Оно требует от парламентариев мобильности в этом вопросе. Сегодня можно выделить несколько направлений, которые, устанавливая конкретные правовые рамки интеграции, одновременно создают условия для её дальнейшего углубления.

Во-первых, это совершенствование имеющейся базы нормативных правовых актов Союзного государства, Таможенного союза, Единого экономического пространства, соглашений между нашими странами на основе постоянного мониторинга положений этих документов в целях своевременной корректировки.

Во-вторых, гармонизация и унификация национальных законодательств. Это инструменты, которые обеспечивают необратимость интеграционных процессов. Работа по унификации гражданского, хозяйственного процессуального, налогового, таможенного законодательства, по гармонизации законодательства в социально-трудовой сфере активно ведётся. Один из примеров – корректировка российского законодательства Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №379-ФЗ, направленным на обеспечение равенства прав граждан Беларуси и России. Он позволяет с 1 января 2012 года белорусским гражданам, временно пребывающим на территории России и заключившим трудовой договор на неопределённый срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, привести свои пенсионные права в соответствие с белорусско-российским Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

В-третьих, использование опыта Союзного государства для развития интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. В своё время глава белорусского государства отметил: «Важно, чтобы и  в дальнейшем Союзное государство, Таможенный союз, ЕЭП обогащали и взаимодополняли друг друга. Наша задача – не утратить, а максимально использовать весь имеющийся интеграционный потенциал». Последние события подтвердили: то, что опробовано в рамках Союзного государства, успешно применяется в расширенном формате.

Подписав 18 ноября 2011 года в Москве Декларацию о Евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии, президенты Беларуси, Казахстана и России от имени своих стран приняли серьёзные обязательства: к 1 января 2015 года завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и  на этой основе создать Евразийский экономический союз. Эта работа будет включать в том числе договорённости о сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике; о структурных реформах рынков труда, капиталов, товаров и услуг; о создании евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций.

И наконец, четвёртое направление – реализация существующих договорённостей и ключевых интеграционных документов в формате как «двойки», так и «тройки», касающихся обеспечения равенства условий для субъектов хозяйствования. Что бы мы ни говорили, именно это является краеугольным камнем успешного развития интеграции.

– С какими вопросами сталкиваются сегодня парламентарии Беларуси и России при обеспечении равных прав и возможностей граждан, предприятий двух стран? Какие из них необходимо решить в первую очередь?

– В целом вопросы унификации законодательств находятся в центре внимания парламентариев наших стран. Мы значительно продвинулись в этом процессе.

Так, Беларусь при разработке нормативных правовых актов в обязательном порядке учитывает опыт России и модельные законы, разрабатываемые в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества. В частности, в своё время была принята Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, которая предусматривает его унификацию и гармонизацию с законодательствами России, государств – участников ЕвразЭС и СНГ.

Это позволило привести к единообразию основные подходы, обеспечивающие права граждан и субъектов хозяйствования Беларуси и России. Таким образом, мы создали согласованную систему социальных гарантий, равный доступ к образованию и здравоохранению, свободу передвижения и выбора места жительства. Одинаковые условия трудоустройства воспринимаются гражданами наших стран как естественные и привычные. Вместе с тем остаётся ещё ряд проблем, требующих разрешения. Приведу несколько примеров.

В социальной сфере, которая представляет собой объёмный правовой блок, ещё предстоит сформировать механизмы принятия согласованных управленческих решений. Кроме того, необходимо урегулировать права граждан, временно пребывающих на территории одной из стран – участниц Союзного государства, вопросы пенсионного, социального и медицинского обеспечения студентов, государственных служащих, военнослужащих. Нужно обеспечить функционирование единой системы оказания медицинской помощи, усовершенствовать схему медицинского страхования. Актуальными остаются вопросы согласованного развития систем образования в Беларуси и России, обеспечения сопоставимости образовательных программ и так далее.

Пробелы эти часто обусловлены тем, что по многим аспектам белорусско-российские договорённости носят рамочный характер и  на местах встречаются случаи их неправильного применения. В связи с этим взаимные договорённости нужно подкрепить конкретными межведомственными документами.

Существует много претензий к Порядку разработки и реализации программ Союзного государства. Чтобы запустить программу, сегодня требуется посетить десятки кабинетов. Есть примеры, когда согласование затягивалось на годы. При современном ритме жизни это непозволительно. Пока документы ходят по министерствам, научная или производственная задача уже либо решена каким-то иным путём (порой конкурентами), либо вообще почила в бозе. Например, программа «Союзный телевизор». Множество бюрократических порогов не дало возможности её осуществить. Сегодня нишу поставки комплектующих для сборки телевизоров «Горизонт» и «Витязь» основательно заняли другие государства. Мы хотим, чтобы сроки согласования сократились как минимум в два раза.

– Что нового следовало бы привнести в деятельность союзного Парламентского собрания и союзных исполнительных органов?

– С учётом прошедших выборов в Государственную Думу предстоит обновление российской депутации в Парламентском собрании. Поэтому ближайшая задача – избрание нового руководства и комиссий. В целом Парламентское собрание – уникальный инструмент взаимодействия, возможности которого необходимо использовать, развивая актуальные форматы диалога: парламентские встречи, «круглые столы» и научно-практические конференции по наи­более значимым темам, таким как функционирование Единого экономического пространства, формирование Евразийского союза, информационное общество и безопасность, функционирование экономики в условиях финансового кризиса. При этом соответствующие мероприятия проводить не только в столицах, но и  в регионах обеих стран. Это будет способствовать продвижению идеи союзного строительства, укреплению понимания и поддержки общественности.

Весьма эффективной является практика использования площадки Парламентского собрания для обсуждения международной повестки дня. Неоднократно союзные депутаты выступали с соответствующими заявлениями – к примеру, о расширении НАТО на восток и размещении ПРО в Европе, о недопустимости героизации нацизма и попыток пересмотра итогов Второй мировой войны. Этот опыт необходимо расширять.

Функционирование полноценного Таможенного союза «тройки» и Единого экономического пространства ставит вопрос о расстановке акцентов и, очевидно, некотором пересмотре деятельности органов Союзного государства в экономической сфере. Что касается парламентского измерения, настало время подумать о возможном подключении Парламента Казахстана к работе Парламентского собрания Союза Беларуси и России, например через предоставление статуса постоянного наблюдателя. Нужно, наверное, приглашать казахстанских коллег к участию в мероприятиях Парламентского собрания по экономической тематике. Если говорить об исполнительных органах, то с учётом активного развития Единого экономического пространства, вероятно, произойдёт корректировка направлений их работы. Основное внимание будет уделяться, скорее всего, региональному сотрудничеству, развитию промышленной и научно-технологической кооперации, военному и военно-техническому сотрудничеству, социальной сфере.

– Осенью в Беларуси состоятся выборы депутатов Палаты представителей. По какой методике они пройдут? Начали ли парламентарии работать над возможными изменениями в избирательном законодательстве страны? Какие идеи на этот счёт наи­более вероятно воплотятся в жизнь?

– Сразу скажу, что в Палате представителей в настоящее время нет законопроектов, направленных на изменение избирательного законодательства Беларуси. Не предусматривается разработка такого рода нормативных правовых актов и планом подготовки законопроектов на 2012 год.

Поэтому предстоящие выборы пройдут по существующим правилам в соответствии с конституцией республики. На это указывал и президент Александр Лукашенко в ходе недавней встречи с российскими журналистами. Как вы помните, гарантируя как глава государства проведение свободных выборов, он отметил, что не допустит разрушения действующего законодательства.

Думаю, такой подход абсолютно верен и правомерен. Нельзя изменять правила, когда до начала избирательной кампании остаётся чуть более полугода. Тем более что Избирательный кодекс Республики Беларусь относительно недавно пересматривался парламентариями с учётом мнения и предложений экспертов БДИПЧ ОБСЕ. Существующие законодательные рамки и процедуры позволяют провести справедливые демократические выборы по стандартам не ниже, чем в большинстве стран Евросоюза.

Другой вопрос, что в рамках выдвинутого главой Беларуси тезиса о необходимости проведения политической реформы со временем, возможно, появятся изменения и  в избирательном законодательстве. В экспертном сообществе уже озвучивались предложения об отказе от мажоритарной системы и  о переходе на голосование по партийным спискам, об использовании смешанной системы... Думаю, дискуссия продолжится. Важно иное – все инициативы должны вписываться и чётко соотноситься с другими элементами реформирования политической системы страны. Тогда и изменение избирательного законодательства будет рассматриваться не как абстрактный, изолированный процесс, а как органическая часть развития государства и белорусского общества. Но, подчеркиваю, это вопрос перспективы, предмет для обсуждения новым составом парламента.

Настало время подумать о возможном подключении Парламента Казахстана к работе Парламентского собрания Союза Беларуси и России.



Источник: газета "Парламентская газета"

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter

Календарь событий