В Союзном государстве успешно выполнено 28 программ
Версия для печатиВсе 28 союзных программ, которые были приняты в 2021 году, выполнены. Они определили перспективы белорусского-российского сотрудничества в первую очередь в социально-экономической сфере и стали важным фактором повышения устойчивости интеграционного проекта.
По оценкам Госсекретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, выполнение всех 28 программ свидетельствует о четкой и слаженной работе органов государственной власти. В практической плоскости это многочисленные совместные проекты, успешно функционирующие производства, ликвидация многих барьеров, гармонизация законодательства, импульс развития кооперации, формирование единого пространства для ведения бизнеса и развития человеческого потенциала.
Геополитические процессы последних лет, прежде всего беспрецедентное санкционное давление в отношении России и Беларуси, показали верность и своевременность принятых решений. Программы стали мощным инструментом обеспечения устойчивости экономик, политико-правовой базой формирования совместных ответов на внешнеполитические и экономические вызовы. Можно с уверенностью говорить, что поиск эффективных решений в условиях геополитической турбулентности ярко показал актуальность белорусско-российской интеграции.
Введение санкций ускорило интеграцию в финансовой системе Союзного государства
Основной акцент программ - отраслевое взаимодействие по магистральным направлениям интеграции. В документах были сформулированы текущие задачи союзного строительства.
Одним из главных успехов стало заключение в 2024 году межгосударственного договора о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, создание которого намечалось еще в 1999-м.
Сегодня в приоритете запуск объединенного рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Глубокая интеграция электроэнергетического и нефтегазового рынков станет важным условием создания равных и комфортных условий для субъектов хозяйствования.
Продолжая тему энергетики, с учетом успешного ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС была проведена результативная унификация законодательства в сферах эксплуатации объектов ядерной энергетики, обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Политические и экономические вызовы придали динамику сближению макроэкономической политики Беларуси и России на основе единых принципов развития национальных экономик с учетом многоуровневой, сбалансированной системы планирования и прогнозирования.
В новых экономических условиях свою актуальность показало формирование единой промышленной политики. Достижение технологического суверенитета России и Беларуси невозможно без стимулирования развития совместных проектов, проведения единой политики поддержки производства и продаж, ликвидации барьеров. Наиболее "материальными" итогами данного направления работы стали строительство в Уфе завода белорусского холдинга "АМКОДОР", выпускающего оборудование для послеуборочной обработки зерна, освоение выпуска белорусско-российских автобусов "МиНиН" Безусловно, флагманским проектом стало начало разработки Уральским заводом гражданской авиации (Екатеринбург) и ОАО "558-й авиационный ремонтный завод" легкого многоцелевого турбовинтового самолета "Освей". Его успешная реализация станет свидетельством способности Союзного государства совместно производить сложную высокотехнологичную продукцию, снижать зависимость от импорта.
Значительные успехи были достигнуты в формировании единой аграрной политики, что проявилось в увеличении взаимной торговли, ликвидации административных барьеров, обмене передовыми технологиями в животноводстве и растениеводстве. Это, несомненно, способствовало укреплению продовольственной безопасности и производству качественной продукции, в том числе глубокой переработки. Среди наиболее показательных результатов этого взаимодействия - начало строительства тепличного хозяйства ООО "ТК Союз" в Брестской области.
Важным фактором укрепления единого экономического пространства стала также унификация транспортного рынка, в том числе организация и тарифное регулирование железнодорожных перевозок, унификация международных автомобильных перевозок. Во главе угла - упрощение перемещения людей и грузов внутри Союзного государства. И это дает плоды. Устойчиво растет грузооборот, запускаются новые маршруты железнодорожного и автомобильного сообщения между белорусскими и российскими городами. В ноябре 2024 года между столицами Беларуси и России начала курсировать новая пара поездов "Ласточка", открываются приграничные маршруты, запущено авиасообщение между Брестом и Москвой, в перспективе - реализация амбициозного проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Минск - Москва.
Введение санкций ускорило процесс интеграции финансовой системы Союзного государства. Наиболее показательный для населения результат - снижение зависимости от международных платежных систем. Успешно прошла интеграция платежных систем "Белкарт" и "Мир": держатели таких банковских карт могут без ограничений использовать их на территории всего Союзного государства и в ряде дружественных стран.
В ноябре 2024 года между столицами Беларуси и России начала курсировать новая пара поездов "Ласточка"
Крайне своевременными стали решения по унификации законодательства в сфере туристической деятельности, что позволило более эффективно использовать открывшиеся в связи с пандемией и политикой недружественных государств возможности. Только в 2023 году Беларусь посетили более 5 млн российских туристов, наибольшей популярностью пользуются санатории, туры выходного дня, патриотический туризм.
Прорывом последних лет интеграции стал выход на новый уровень взаимодействия регионов Беларуси и России. Интенсификация контактов, подписание солидного пакета соглашений, реализация проектов в экономической, социальной и гуманитарной сфере стали основными направлениями взаимодействия, что, в свою очередь, оказало позитивное воздействие на конкретное наполнение cоюзных программ, позволило в онлайн-режиме адаптировать к текущим условиям принятые решения.
Успехи в реализации союзных программ - показатель успешности Союзного государства, способности политических элит искать взаимовыгодные решения в интересах народов. Модель интеграции "без потери государственности и суверенитета" показывает свою конкурентоспособность и эффективность в современном мире и может служить примером для других объединений.