Введение "цифрового продукта" и управление подписками: Как в Союзном государстве защитят права потребителей на маркетплейсах Российская газета
Версия для печатиВ Союзном государстве усилят ответственность маркетплейсов перед покупателями
В Беларуси и России начинается внедрение Единых правил в области защиты прав потребителей, рынок ждут изменения. Например, предполагается, что интернет-площадки должны будут помогать покупателям возвращать некачественные товары и получать обратно деньги от продавцов, а оператор Национальной платежной системы "МИР" разрабатывает сервис для управления подписками на платные услуги.
Формирование союзной системы защиты прав потребителей обсудили эксперты из России и Беларуси на площадке Петербургского международного юридического форума, который проходил в Северной столице с 19 по 21 мая.
Единые правила - один из первых документов по вопросам исключительной компетенции Союзного государства, отмечали участники дискуссии. Документ был принят Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 в Минске в декабре прошлого года. Тем самым, подчеркнул модератор дискуссии статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Михаил Орлов, "поставлена точка в долгой, кропотливой и ответственной работе", установлены рамочные правовые основы, направленные на сближение национальных законодательств государств - участников Союзного договора.
Документ содержит целый ряд важных новаций, необходимость которых продиктована экономическими реалиями сегодняшнего дня. В частности, правила вводят официальное понятие "цифровой продукт" - "объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат)..., в том числе фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты и другие результаты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)". Сегодня цифровые продукты потребляет практически каждый человек, однако правовые аспекты этой сферы еще только предстоит урегулировать должным образом.
Например, как отметил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров Банка России Михаил Мамута, распространение различного рода платных подписок имеет целый ряд "ловушек", в которые попадаются пользователи. Среди них - сложности с отказом от платной подписки, а также автоматическое списание денежных средств при отсутствии предупреждения об окончании льготного периода и необходимости оплатить следующий. Устранить такой цифровой анархизм могли бы сервисы управления подписками, сейчас для российских потребителей его разрабатывает оператор Национальной платежной системы "МИР". А пока эту функцию взяли на себя банки, "собирая" для пользователя наглядную информацию о повторяющихся платежах.
- В России активно разрабатывается закон о платформенной экономике, который будет распространяться на все товары, работы, услуги, приобретаемые через интернет, - напомнил Мамута. - Мы постараемся описать в нем все меры поддержки и защиты прав потребителей - область цифровой экономики требует все больше внимания.
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Инна Гаврильчик в свою очередь подчеркнула, что "Единые правила - это и якорь, и вектор развития, по которому будет совершенствоваться национальное законодательство, это правила игры - в том числе с учетом моральных принципов". В данном документе Союзного государства есть нормы, которые регулируют деятельность маркетплейсов. На их основании в Беларуси уже начали работу над совершенствованием национального законодательства.
- Наша позиция заключается в том, что интернет-площадка - это полноценный участник торговых отношений, - подчеркнула Гаврильчик. - В Единых правилах мы закрепили механизм, который будем развивать в законе о защите прав потребителей: если владелец интернет-площадки получает деньги от покупателей, он должен им помогать.
В первую очередь такой подход поможет защитить потребителя в трансграничных отношениях, когда покупатель находится в одной стране, а продавец - в другой. Белорусские законотворцы намерены прописать норму, в соответствии с которой в этих случаях интернет-площадка обязана самостоятельно принимать некачественный товар и возвращать за него деньги и лишь потом урегулировать свои проблемы с продавцом.
Еще одна "фишка" интернет-торговли - привлечение новых покупателей с помощью подарков. Часто человек приходит за покупкой, соблазнившись именно подарком, который потом быстро выходит из строя. И белорусы собираются распространить на такие ситуации нормы закона о защите прав потребителей: продавец будет обязан починить, заменить некачественную вещь или иным образом компенсировать покупателю разочарование.
Участники дискуссии в рамках ПМЮФ неоднократно подчеркивали, что цель законодательных изменений - как можно более эффективная защита потребителей как заведомо более слабой стороны экономических взаимоотношений. Однако ответственный секретарь Рабочей группы в сфере торговли и защиты прав потребителей при правительственной комиссии по проведению административной реформы исполнительной власти Наталья Белова отметила, что Единые правила Союзного государства распространяются в том числе на сделки, совершенные с использованием агрегаторов частных объявлений типа "Авито". То есть физическое лицо оказывается и продавцом, и одновременно покупателем, сильной и слабой стороной одновременно, что может порождать правовые коллизии.
Подводя итоги дискуссии, ее участники отметили, что необходимо не только совершенствование законодательства, но и повышение правовой грамотности как среди покупателей, которые все более активно отстаивают свои права, так и среди продавцов. "Легко работать, когда все знают и свои права, и свои обязанности", - отметила Инна Гаврильчик. Единые правила решают главную задачу - обеспечение равных условий защиты право потребителей на пространстве Союзного государства, но "на первом этапе любой самый совершенный документ нуждается в соотнесении с реальностью", заключил Михаил Орлов.
Эту работу возьмет на себя Совет Союзного государства по защите прав потребителей, первое заседание которого также состоялось на полях ПМЮФ. В этом году в новой структуре председательствует Россия, поэтому ее возглавила глава Роспотребнадзора Анна Попова. В работе совета принял участие министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Артур Карпович. Первоочередные направления для проведения анализа правоприменительной практики Единых правил будут связаны с реализацией цифровых продуктов и взаимоотношениями самозанятых с потребителями.