Юные музыканты из России и Беларуси покорили зрителей в Москве и Минске

Версия для печати
Источник: Союзное вече
09.10.2024

БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ - БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Для юного музыканта сыграть на сцене Большого зала Московской консерватории, все равно что начинающему футболисту - на главной арене «Лужников». Запомнится на всю жизнь. Еще бы: сотни музыкантов идут к этой вершине порой почти всю карьеру, а  у девяноста ребят из России и Беларуси - это только начало их большого пути. С другой стороны, большому кораблю и положен большой зал.

А в оркестре собраны лучшие из лучших. Отбор был непростой. География участников- от Бреста до Комсомольска-на-Амуре, считай - все Союзное государство на сцене. Возраст музыкантов в основном от 17 до 22-х лет. Хотя самому молодому - скрипачу Григорию Шпунту - всего 15. Он еще учится в музыкальной школе при Алтайском государственном музколледже.

Молодежный симфонический оркестр Беларуси и России возродился в прошлом году. Тогда коллектив под руководством Юрия Башмета дал два ноябрьских концерта: в Москве и Минске. Но в российской столице выступать пришлось в Малом театре - на не самой приспособленной под концерты классической музыки сцене. Ребята тогда жаловались, что зал - «глухой», звук не летит, его занавес «съедает». Зрителям было сложно услышать, как звучат, например, медные инструменты, особенно валторна.

В Большом зале Консерватории такого быть не может, в принципе. Акустика тут потрясающая. Как и сама атмосфера в зале. И вот ребята расселись на сцене и замерли. Ждут маэстро - легендарного дирижера Юрия Башмета. Он выходит на сцену. Улыбается, приветствует зал, и концерт начинается.

- Программа красивая, но очень сложная. Конечно, оркестр сборный, поэтому за несколько репетиций невозможно добиться какого-то идеального качества, но они молодые, поэтому впитывают в себя мгновенно и очень стараются. Хорошо готовились, репетировали. Может, и будут какие-то ошибочки, но трагедийного ничего не может быть. Главная цель - объединение молодежи наших стран классическим искусством, музыкой, - рассказывал за полчаса до начала представления его руководитель.

ОТ «ПЛЯСОК» ДО ВАЛЬСА

Открывается концерт с «Половецких плясок» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». А дальше концерт № 3 ре минор для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова - один из наиболее технически сложных в исполнении. Но справляется и оркестр, и солист - в Москве это лауреат международных конкурсов пианист Алексей Мельников (в Минске - солистка Белгосфилармонии Елена Науменко). Звучат овации, крики «Браво», и первые скрипки получают первые в жизни букеты на сцене Московской консерватории. Приходится еще и  на «бис» играть.

В перерыве встречаю в фойе члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Николая Арефьева. Ему концерт очень нравится.

- Чувствуется классное исполнение, - признается он.

Второе отделение тоже не дает расслабиться. Сюиту №2 Сергея Прокофьева из музыки к балету «Ромео и Джульетта» сменяют два вальса - из оперы «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана (маленький островок белорусской музыки, тут и дирижирует белорус Владимир Сосновский) и  из спектакля «Маскарад», написанный Арамом Хачатуряном. А завершает концерт его же адажио из балета «Спартак». История любви знаменитого гладиатора и Фригии равнодушными не оставила никого в зале.

Сразу после московского концерта музыкантов ждал Минск. Коллектив выступил на сцене Белорусской государственной филармонии.

ТАЛАНТЫ

ФЕЙРВЕРК ЭМОЦИЙ

Чтобы попасть в оркестр, приходилось пройти непростой отбор.

Антракт, и юные музыканты переводят дух за сценой. Агния Вяткина - та самая первая скрипка, получившая букет за исполнение, и еще девушка - концертмейстер оркестра. Она - из Казани. В оркестре уже второй год.

- Было два тура, - вспоминает Агния процедуру отбора. - Сначала педагоги приезжали в Казань. А потом второй этап прослушивания, уже финальный, проходил в Москве. Я решила попытать удачу и  с успехом прошла.

Перед этим концертом у них было пять дней репетиций.

- За такое маленькое количество времени нужно сделать очень крутую и красивую программу. Мы все должны сконцентрироваться и заниматься музыкой. И оркестр, на самом деле, очень нас сближает. Несмотря на такие сложные условия, мы, наоборот, поддерживаем друг друга, - говорит Агния.

Особых ритуалов у ребят в коллективе пока не появилось: просто пожелать друг другу удачи, перекреститься и  на сцену.
У первой скрипки из Беларуси 20-летней Марии Аракелян - очаровательные веснушки. Она учится на втором курсе Белорусской госакадемии музыки. По возрасту она еще два года может выступать в оркестре.

- У нас замечательный педагог, который очень тактично, очень профессионально проводит наши групповые репетиции. Знаете, просто не осталось шансов сыграть что-то не то, - делится она впечатлениями от репетиций.
Эмоции ее так и переполняют.

- Фейерверк эмоций, когда ты приезжаешь в такой коллектив, где у всех людей огонек в глазах. И просто невозможно расслабиться ни на секунду. Прожив в этом графике целую неделю, сейчас на сцене я ощущаю просто невероятное тепло, счастье и радость от того, что могу подарить людям абсолютно невероятные эмоции, - признается юная скрипачка.

ГЛАЗАМИ МАЭСТРО

ЮРИЙ БАШМЕТ: У НАС ОДИН НАРОД, ОДИН МИР

Знаменитый дирижер признается, что с Синеокой у него связи и благодаря музыкантам, и  через музыкальные предметы.

О МУЗЫКЕ

- Нас с Беларусью ничего не раздирает. И в политическом смысле, и  в музыке. У нас единое музыкальное мышление, менталитет и одна общая школа. В Беларуси всегда были очень сильные педагоги и молодежь. Поэтому у этого оркестра огромная перспектива.
Другое дело, что сверхзадача нашего коллектива - ротация. Мы сейчас собрались, еще может быть в следующий раз этим же составом соберемся, а уже через два года получится, что нужно делать большую замену. Молодежь подрастает, учится, и им нужно давать возможность общаться между собой благодаря великой музыке, учиться друг у друга. Они очень довольны, что вместе: один народ, один мир.

У нас президенты дружат. Я ежегодно бываю в Минске и всегда получаю приветствие от Президента Беларуси. Даже когда фестиваль у нас укоротился до одного концерта, потом снова стал расширяться, он все равно сохранялся (с 2006 года в Минске проходит Международный фестиваль имени маэстро - прим. «СВ»). Пауз не было. Ну, собственно, как и  в наших отношениях.

О ЗАЛЕ

- Я очень рад, что мы покажем оркестр в таком зале, в котором мечтают выступить все. Так же, как в Карнеги-Холле в Америке или в Музикферейн в Вене. Но для меня сегодня важнее, конечно, да  и всегда был, этот зал - Большой зал Московской консерватории. Тут огромные традиции. И я здесь играл исторический концерт впервые на альте соло. В общем, он для меня нервный зал, но при этом самый важный.

О КОНТАКТАХ С СЯБРАМИ

- В Минске когда-то в консерватории преподавал доцент (Михаил Маркович Гольдштейн - прим. «СВ»). У него была хорошая скрипка, все об этом знали. А у меня в тот момент был период, когда я играл двойные концерты с моим другом Олегом Каганом, и поэтому мне пришлось взять в руки скрипку. После 35 лет, в течение которых я не дотрагивался до нее, так как играл на альте.
И пианистка Виола Михайловна Ерохина, дочь этого доцента, с которой я работал на сцене, увидев афишу, позвонила мне и говорит: «Юрочка, я увидела на афише двойной скрипичный концерт Баха. У тебя скрипка-то есть? А то я собралась продавать папину скрипку». Короче, я ее купил и играл на ней. А сегодня на ней играет мой внук. Связи и  через предметы, и благодаря музыкантам.
Я в общежитии жил с пианистом из Минска, моим тезкой, Юрием Гильдюком, который уже много лет художественный руководитель Белгосфилармонии.